Многие христиане занимают непримиримую позицию при толковании ряда стихов Библии. Некоторые из них доходят до того, что признают христианами только представителей своей конфессии или деноминации. Они думают, что их спросят, к какой конфессии они принадлежат, когда уйдут в вечность или придут на суд Христов! Этим самым они показывают, что не понимают сути рождения от Бога. Они так и не уяснили, какие изменения произошли у них в духе в этот славный момент. Эти христиане держатся за привычные правила или традиции, но не понимают, что собой представляет рождение свыше и вхождение в Божью Семью. При этом они берут на себя смелость утверждать, кто из людей спасен, а кто нет! Тогда как нам написано: «А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим.10:6,7). Помимо этого, в предыдущем стихе написано: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им» (Рим.10:5). Также написано: «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал.3:12). Другими словами, здесь сказано, что не только христиане спасаются! Об этом поразмышляйте. Ведь складывается впечатление, что поборники конкретного учения и отеческих преданий об этом даже не знают.
Нам важно различать взгляды христиан, как заблуждения и убеждения некоторых групп христиан, как ереси. Я вновь говорю о том, что трактовка Писаний у различных групп верующих людей может отличаться в зависимости от конфессии или деноминации. Вследствие этого кто-то из них ошибается в каких-то вопросах. Но насколько важно иметь безошибочное учение? Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны иметь в виду три момента:
1. Целостность основополагающих фактов христианского учения.
2. Влияние конкретной трактовки ряда стихов Писания на духовный рост христианина.
3. Влияние преданий на духовное возрастание христианина.
В основе христианского учения лежит преимущественно Новый Завет и те пророки Ветхого Завета, которые говорили о грядущих изменениях. Вам надо всегда опираться на Слово Божье, в том числе и при изучении преданий. Вы не можете все их брать за основу, поскольку и Святые отцы серьезно расходились друг с другом по ряду вопросов. Помимо этого, большинство христиан живет не в монастырях, и это надо учитывать. Поэтому возьмите для себя критерием Заповеди Любви. Ими проверяйте свои решения. К сожалению, многие христиане берут для себя за образец либо второстепенные критерии, касающиеся традиций, либо те моменты жизни достойных святых, которые им на практике выполнить почти невозможно. Это дает им ту цель, которую они не могут достигнуть. В результате они либо разочаровываются, либо становятся просто теоретиками, у которых духовной силы так и не появляется. Да, вы можете смотреть на дальние горные вершины, но двигаться вам надо все-таки шаг за шагом сначала на небольшие высоты, затем повыше и так далее. Вам надо систематически читать Библию и воплощать ее в собственную жизнь. Вот тогда, преодолевая одно препятствие за другим, вы увидите, какие вершины лично для вас открываются.
К сожалению, многие христиане, фиксируясь на второстепенных признаках, живут в суете. А во время дискуссии на христианских форумах они предпочитают говорить о том, что «их церковь самая лучшая» и тому подобное. Мало того, при этом они часто грешат, высказывая резкие суждения и осуждая своих оппонентов. При этом многие смешивают все известные им факты в одну кучу, а затем вынимают их по отдельности, как окончательный аргумент их «верной позиции».
Итак, христиане разного духовного возраста могут иметь личные взгляды по кое-каким духовным вопросам и при этом, в чем-то ошибаться. Но здесь мы должны отделять второстепенные задачи от главных вопросов, составляющих суть учения.
В давние времена «еретиками» называли людей, которые руководствуясь лишь собственным разумом, интерпретировали христианское учение. Как правило, здесь активно помогал сатана, подбрасывая этим верующим людям ошибочные знания. Да, нам нужно распознавать недопонимание Писаний у духовных детей и появляющиеся у них заблуждения, как ошибки роста. Однако, нам важно различать главные истины христианского учения от второстепенных! Я говорю о том, что существуют основополагающие факты, на которых базируется все учение. Например, рождение Иисуса Христа и Его безгрешная жизнь на земле. И, главное, — Его смерть на Кресте за нас, поскольку без нее Иисус Христос остался бы один. А так, не только Иисус Христос стал Господом неба и земли, но и Святой Дух был послан на землю, в результате чего и родилась Церковь. «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Оттого Крест Иисуса Христа стоит в центре Вселенной! Именно на его основании мы получили освобождение от грехов, родившись от Бога. Благодаря возможностям Креста мы можем продолжать духовно расти.
Итак, все что отрицает или существенно извращает основы христианского учения – это ересь. Остальные неточности в постижении Писаний – чаще всего групповое или индивидуальное ошибочное понимание Слова Божьего, весьма непростого для полного уразумения. Они – заблуждения группы христиан, которые обычно связаны с духовным ростом или историческими особенностями учения. Эти второстепенные неточности не должны нас разделять! Однако, если откровения ряда христиан и их рассуждения опровергают истины написанного Слова Божьего, то они – ересь! Ведь Писание для нас – существенный критерий, помогающий идти в верном направлении.
В беседе с верующим человеком нам важно обращать внимание на ряд фактов:
1. Родился ли свыше конкретный человек?
2. Заключил ли он завет с Господом Иисусом Христом посредством водного крещения?
3. Читает ли он систематически Библию?
4. Молится ли он регулярно, и о чем?
5. Откликается ли он на «хотения» Господа (Фил.2:13). И выстраивает ли он личные отношения с Ним?
Эти моменты самые главные для предварительного решения о том, кем является данный человек. Дальше можно спрашивать, в какую поместную церковь он ходит, как часто, крещен ли Святым Духом и прочее. И при этом вы можете ошибиться, приняв религиозный дух в человеке за Святой Дух. Не воззрения спасают человека, а его рождение от Бога! Нам нельзя смешивать факт рождения от Бога и вхождение в Божью Семью, от непонимания ряда положений Писания и кое-какие ошибочные представления христианина.
Нам всем важно осознать, что вхождение в Божью Семью – это прерогатива Бога! Если Святой Дух не войдет в дух грешника в ответ на его молитву, то появится просто-напросто еще один
номинальный христианин!
Тогда его знание Писаний ничего ему не даст, кроме, возможно, присуждения ученого звания богослова. Это хорошее звание! Однако ученая степень далеко не всегда коррелирует с истинным духовным ростом. Можно много знать, но жить в грехах и без любви. «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8:1-3). Еще раз подчеркну, что спасают человека не его взгляды, а рождение свыше, от Бога. В этот благословенный момент происходит очищение его личного духа от грехов с появлением в нем нового человека, и залога Святого Духа. Святой Дух здесь – пропуск христианина на небо и новая Божественная Природа. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9).
Разумеется, после рождения от Бога христианину важно бодрствовать! Это важно, как для суда Христова, так и потому что мы живем в последнее время, когда теплые христиане не устоят. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15,16).
Другими словами, если вы редко ходите в церковь, не читаете систематически Библию, не молитесь регулярно и не прислушиваетесь к желаниям Господа, звучащие в вашем духе, то плохи ваши дела. Это связано с тем, что вы не устоите в последнее время. Например, после того как откроется кладезь бездны (Откр. 9:1-4). В этот период сатанинское давление весьма возрастет, и вы не устоите, опираясь лишь на свои воззрения и силу. Вам надо опираться на сверхъестественную силу Господа и Его советы, указания. Вам надо учиться истинно соединяться с Господом, чтобы черпать из Него мудрость и силу! «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17).