Ошибки у христиан связаны с тем, что они, шагая по жизни в греховном теле плоти, подвергаются атакам сатаны. Ведь при рождении от Бога меняется дух христианина, а его плоть остается прежней. Хотите вы или нет, но для всех христиан и сегодня остается актуальным стих: «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Поэтому основная задача для христианина сформулирована так: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16). Это настолько обширная задача, что решать ее христианину надо всю жизнь! «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14). Если вы поймете, о чем здесь идет речь, то вы не будете продолжать надеяться на себя. Но на практике что происходит? Христианин, даже служа Богу, либо сразу поступает по плоти, либо сваливается на эту дорожку. «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал.3:3). Почему так происходит? Ответ простой: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:17). Если вы этого не уразумеете, то будете обучать свою плоть и стараться сделать ее хорошей! Это касается тех христиан, которые на первое место ставят внешнее поведение сообразно собственным усилиям. Они забыли слова: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Если христианин опирается только на собственные ресурсы, то он лишь укрепляет свою плоть! Она и подталкивает его к ошибкам или не дает ему возможность вырваться из круга проблем! Что же делать? Разобраться с утверждением: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:23). Если вы этого не увидите, то не сможете выйти на закон духа жизни.

Давайте прочтем внимательно: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:1,2).

Вы должны увидеть преимущества христианина. Первое связано с тем, что в духе христианина имеется новый человек, а второе – Святой Дух! Соответственно основная задача для христианина – давать возможность расти новому человеку, и лучше всего – существенно (1Кор.3:10). А если вам удастся с Божьей помощью разжечь свой светильник, то вам нужно будет лишь дать простор Святому Духу. Прочтите: «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит.20:27). И здесь мы зависим от Господа: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» (Пс.17:29). Да, вы должны исполнять заповеди Господни, но непременно укрепляясь Господом! Я говорю о том, что когда вы что-либо делаете, то первое что вам надо произносить, хотя бы про себя: «Иисус помоги!». Вы должны научиться соединяться с Ним: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17). Иначе вы будете соединяться со своей греховной плотью, ее желаниями или представлениями. Святые отцы утверждали, что в последнем случае вы соединяетесь с бесами. Сами посудите, когда вы тщеславитесь или раздражаетесь, или завидуете, то с кем вы соединяетесь?

Поэтому заучите стих: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». А далее: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:24-25). В этом суть задачи: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:13,14). Вы не сможете водиться Духом Божьим, если не будете концентрироваться на Господе, Его Слове и не будете соединяться с Господом. Это не однократное усилие, а процесс, продолжающийся всю жизнь! Оттого это нелегкая задача, поскольку нас многое отвлекает, и враг не дремлет. Вследствие этого написано: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:8).

Итак и у христианина голова может мыслить по-старому, помогая плоти бороться с обновленным духом. Этим и пользуется сатана, подбрасывая нам свои мысли и склоняя к нарушению духовных законов. Мысли от сатаны могут быть как скверными, так и привлекательными, основываясь, например, на идеях справедливости, гуманизма, защиты окружающих людей или природы. Однако эти мысли идут либо вразрез с желаниями Господа в этот момент, либо отодвигают Господа на второй план. На первом плане всегда человек! Главное для лукавого – толкнуть христианина если не на явный грех, то на своеволие, навязав свою линию поведения, отличающуюся от планов Господа на его жизнь. Чтобы этого не случилось нам важно обновлять мышление согласно Писанию и двигаться по жизни согласно ему, прислушиваясь к своему духу. Но многие христиане недостаточно понимают Писание и не откликаются на хотения Бога (Фил.2:13). Также немало христиан, даже зная как поступать, не укрепляются Господом, и вскоре идут на компромиссы, поскольку собственные силы иссякают. В результате у христиан и появляются конкретные ошибки. Они, как правило, следующие:

1. Многие христиане регулярно не питают своего внутреннего человека. Они, заботясь о своем теле, несколько раз в день принимают пищу, а на свой дух не обращают внимания. Духовная пища – это Слово Божье: «Он же сказал ему в ответ: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих » (Мф.4:4). Также: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек…» (Ин.6:51). Слово Божье может быть как индивидуальным – живым, лично к вам обращенным, так и написанным. Следовательно, вам надо систематически читать Библию, записывая ее текст в собственный дух. Вам важно читать ее, даже если вы не все прочитанное там понимаете. Тогда ваш дух будет крепнуть, а новый человек расти. Ведь прочтенный вами текст, запоминаясь на скрижалях сердца, будет входить в структуру нового человека, укрепляя его! В этом случае и Святому Духу будет проще напомнить вам нужное слово в конкретных обстоятельствах.

2. Другие христиане читают время от времени Библию, но не претворяют ее в жизнь, хотя нам всем написано: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22).

3. Третьи поступают согласно ее советам, когда у них все относительно хорошо. А при испытаниях не выдерживают и либо хитрят, идя на компромиссы, либо прямо отказываются исполнять заповеди Господни. Они находят для себя причину! Так они осуждают других людей или не прощают их под различными предлогами. Почему так происходит?

Дело в том, что эти христиане не понимают собственного внешнего человека и происков сатаны. Поэтому они ставят нередко свой взгляд на ситуацию выше Слова Божьего, не задумываясь о своей ответственности. Ведь по их мнению, у них «особенные» обстоятельства. На этом основании они отбрасывают советы Писания, ставя свою правду выше или делая для себя исключения. Они также не понимают совета: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2). Если вы в этот непростой период исполняете Слово Божье, то приобретаете ценные записи в сердце. Этим самым вы строите свою внутренность (нового человека) из золота! Прочтите: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы…» (1Кор.3:12). Также нам написано: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12,13). Если вы его выдержали, не нарушая духовных законов, то приобрели драгоценные камни в свое сердце. Имейте, в виду, что они появляются там лишь после немалого давления на вас врага и обстоятельств!

Прочтите потом статью: «Испытания»

4. Четвертые проводят в жизнь собственные ошибочные представления. Так они с упоением сражаются, как они полагают с сатаной, но на самом деле следуют представлениям личного внешнего человека или отстаивают какие-то местечковые правила. Единственное сражение, в котором мы должны участвовать – это битва за веру! «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни…» (1Тим.6:12). Это означает, что вы должны учиться верить Слову Божьему в любой обстановке без всякого НО… . Другими словами, вы должны всегда опираться на Слово Божье, а не на собственные представления или соображения единомышленников. Тогда вы сможете отвергнуть предложения врага, которые он вам подсовывает.

Здесь вы должны увидеть, как сатана действует! Он ищет слабые места у вас или у окружающих вас людей. Найдя их, враг подбрасывает вам свои мысли, стремясь прямо или косвенно, если не остановить вас, то развернуть в противоположном направлении или направить в сторону от цели. Задача сатаны – загрязнить ваш дух либо явными грехами, либо наполнить своевольными рассуждениями и поступками. Он действует мало-помалу, если видит, что не может сразу сбить вас с ног. Чтобы помешать врагу, вам надо использовать совет: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Здесь сказано, что сначала вам надо покориться Богу, Его Слову, а затем на мощном основании Слова противостать клеветнику! Иначе вы потерпите поражение, так как у сатаны сверхъестественные силы и многочисленные уловки. У Бога сил и мудрости намного больше! Однако вам надо укрепляться Господом и опираться на Его Слово и Его советы, чтобы победить. Здесь вам надо вспомнить, что Дух Божий, Дух Христов живет в вас (Рим. 8:9-11). «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас , больше того, кто в мире» (1Ин.4:4). Никогда не забывайте, что Господь Духом Своим обитает в вас, и Он больше сатаны и всех его сторонников. Но вам надо научиться пользоваться этой возможностью, прислушиваясь к Нему, Его советам и укрепляясь Им. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?...» (2 Кор. 13:5). Пользуйтесь этой возможностью, познавая данную вам власть в имени Иисуса Христа! Выучите слова: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук.10:19). Вам надо увидеть, что вы – представитель Господа на земле! На этом основании и действуйте! Конечно, здесь встает вопрос: «Каков ваш духовный возраст и квалификация в Господе?». При всем том вы можете духовно возрастать!

5. Многие христиане ограничивают себя и свои возможности личными «скромными» представлениями, не пытаясь активно проводить в жизнь указания Господа. Они не понимают слов: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13). Вместо этого они думают: «Что я могу?». Они не только так думают, но и так говорят, не понимая, что таким исповеданием они сами закрывают для себя немало возможностей! По сути, они отказываются опираться на Господа и Его Слово, чтобы двигаться в нужном направлении. Другими словами, они не пытаются даже выйти на старт, полагая, что не победят. Поэтому они не тренируются, а записываются в зрители. Как следствие, они по-настоящему духовно не растут, хотя и мечтают об этом. Обратите внимание, что немало христиан подобным образом поступают под флагом смирения. Однако они смиряются чаще всего перед обстоятельствами и перед сатаной, который, обманув их, выключает из активной нормальной христианской жизни. Здесь вам важно увидеть, что христианин должен правильно мыслить, беря за основу Писание, и правильно говорить! Только тогда он сможет верно действовать.

Некоторые христиане верят Библии в общем виде, не стараясь овладеть ее обетованиями. Годами они верят как бы молча, «про себя». Они не понимают слов: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем , но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет » (Мар.11:23). Обратите внимание, что в этом стихе ничего не говорится о молитве! Да, она важна. Но речь здесь идет о ваших словах и о вашей вере. Заприметьте, что вы, веря чему-то, каждый день произносите на этой основе слова. Проанализируйте, о чем они!? Куда они вас ведут? А затем не только мечтайте о том, что возжелали, но и, увидев цель, уверенно говорите и двигайтесь к ней! Но здесь вам надо, опираясь на истины Слова Божьего, выражать свои желания, которые ему соответствуют! Например, прочитав Писание, вы можете говорить о том, что вы хотите сделать для Господа и кем стать. Вы также можете говорить о своих желаниях добиться личного успеха в каких-то других сферах жизни. Но здесь вам крайне желательно прислушиваться к своему сердцу, так как ваш новый человек обязательно отреагирует, как и Святой Дух! Они подскажут вам, соответствуют ли ваши желания Слову и вашим обстоятельствам. Если нет – отказывайтесь от этих желаний: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук.9:23). Разумеется, не над всеми желаниями вы должны молитвенно размышлять, а только над теми, которые помогают вам духовно возрастать и улучшать вашу жизнь.

Учитесь, но при этом шагайте уверенно по жизни. Вам опасно говорить: «Я не могу», - так как вы сами тогда ставите себе преграду. При всем том вы должны понимать слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Прит.21:31). В любом случае вам крайне желательно действовать уверенно. При этом вам нельзя бахвалиться достигнутыми успехами. Ведь самохвальство и гордость вас непременно подведет! Также вы все можете, если только Господь вас укрепляет и направляет! Это означает, что ваши желания должны соответствовать желаниям лучшей части вашего духа: новому человеку и Святому Духу. Потому прислушивайтесь к своему сердцу, перед тем как выражать серьезные желания. Но, не услышав там запрета и приняв решение, действуйте! При этом отвергайте любые сомнения.

Слова в нашей жизни играют большую роль. Прочтите: «Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Прит.6:2). И не только, когда бездумно поручился за другого человека. Ведь за вашими словами следуют дела. А какие они будут, если вы уже своими словами наметили план действий? Вам нельзя заранее проигрывать, произнося слова сомнений. Вы должны на основании Слова Божьего и знаний своих прав провозглашать слова победы, в том числе и в повседневной жизни. Но имейте в виду, только лишь одного позитива вам недостаточно для того, чтобы достойно ходить перед Господом! Вы должны сердцем и умом верить в свои права дитя Божьего и в силу имени Иисуса Христа, и пользоваться этим. Вы должны произносить слова веры, как в Писание, так и в себя, так как Господь дал вам немало возможностей. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Увидьте эти возможности, обратив внимание, что перед этим написано: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19)! На практике это означает, что вам надо взять своего внешнего человека под контроль духа. На этом пути вам надо, исследуя Писания, действовать, а не сидеть в зале как зритель. Тогда, может статься, настанет день, и вы, увидев себя духовно окрепшим, получите личные откровения от Господа. Вы выйдете на свое предназначение. Но видите ли вы себя или нет, в любом случае вы, ваш дух находится на высоте со Христом : «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3). А где Христос восседает? Посему познавайте данные вам возможности, тренируя свой дух. Для вас весьма важно пропитать свой дух Словом Божьим, регулярно читая Библию. Не вздумайте лишь с чужих слов принимать те или другие обетования. Вникайте в них, перечитывая нужные вам места Библии и молитвенно размышляя. Тогда ваша вера возрастет. А крепкая вера – ключ к успеху!

Более подробно – в статье: «Вера»

Вам важно понять необходимость систематического питания своего духа Словом Божьим! Если вы этого не увидите, то так и останетесь со слабым, худосочным духом. На какое основание тогда будет опираться ваша вера? Для вас жизненно важно, чтобы новый человек у вас каждодневно рос! Для этого, пропитываясь Словом Божьим, претворяйте Его советы в собственную жизнь. Вам важно правильно молиться и выстраивать личные отношения с Господом.

Также удаляйте все свои новые грехи из собственного сердца Божьими возможностями. «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс.65:18). У вас не должно быть препятствий для общения с Господом.

6. Некоторые христиане избирательно читают Библию, отвергая даже часть Нового Завета, поскольку, по их мнению, «это прошло!». Обычно это касается даров Святого Духа и некоторых служений. Этим самым они, ставя свое мнение выше Слова Божьего, ограничивают себя, свои возможности. Они их просто не получают.

7. Немало христиан поверхностно оценивают себя и свои успехи. Они не хотят годами идти шаг за шагом, духовно возрастая, а бросаются в крайности. Их лозунг: «Все и сейчас!». На этой основе они, добившись промежуточного успеха, начинают мечтать о себе. Это мешает им, толкая к высокомерию и заносчивости. Это создает им немало препятствий! Ведь реальной духовной силы они так и не приобрели. В результате они, столкнувшись с трудностями, быстро остывают и останавливаются.

Здесь вам важно уяснить, что жизнь христианина - это путь, на котором вы можете либо духовно возрастать, либо уклоняться в сторону. Вы можете, первоначально двигаясь успешно, затем притормозить или даже начать отступать! Вы можете незаметно для себя запутываться в грехах. Хотите вы или нет, но вначале своего пути вы, как и любой христианин – духовный младенец: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11). В период младенчества Господь милостиво относится к неуверенным шагам молодого христианина и к тому, что он часто спотыкается. Однако через некоторое время христианин должен становиться на ноги! Он не должен лениться и проводить время в суете. Любой христианин обязан питать систематически своего внутреннего человека Словом Божьим и делать шаги по Писанию! Иначе ваша внутренность будет заполняться балластом мира сего и грехами. Это содержимое приведет вас к поражению в вере. Вы начнете больше доверять не Слову, а своим чувствам и размышлениям. Этим непременно воспользуется сатана и обманет вас.


У христиан встречаются и другие ошибки. Так во-первых, многие христиане, перемешивают разные аспекты одной проблемы. Например, прощение личных грехов, полученное от Бога при рождении свыше и свои новые грехи уже в статусе христианина. О первых надо забыть, а последние – признавать перед Господом и удалять из сердца (1 Ин.1:9). Верующим людям большой вред приносят неточные взгляды на ряд вопросов Библии, ее избирательная трактовка. Так многие христиане принимают одни стихи Библии, а другие по этому же вопросу либо недооценивают, либо совсем не обращают на них внимания. Я говорю о том, что эти христиане держатся за привычные взгляды своих единомышленников, когда-то ими усвоенные. В результате у них возникает неразбериха при рассмотрении ряда духовных вопросов. Вследствие этого они искренне заблуждаются, не видя, что самое главное – это рост собственного нового человека и уменьшение худой части сердца! А как они на это выйдут, если осуждают других христиан или не прощают их? Не удивительно, что в их жизни появляются проблемы внешние или внутренние. Ошибочные взгляды ведут кое-каких христиан в духовную канаву, где они, будучи обмануты сатаной, выдвигают «новые откровения», не подтверждающиеся Писанием.

Во-вторых, зачастую христиане не постигают полностью всех возможностей периода Благодати. Они не видят тех возможностей Креста Иисуса Христа, которые помогают христианину, духовно возрастая, нести свой крест.

В-третьих, многие христиане не видят ту работу, которую Святой Дух, живя в них, производит в их духовном сердце. Они склонны лишь соблюдать традиции и правила, ставя их во главу угла. Разумеется, это не вредит христианам, соблюдающим духовные законы. Однако главное – это положительные изменения во внутреннем человеке, поскольку именно он в один из дней уйдет к Богу! Также нам дан совет: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23). Ведь содержимое вашего сердца сказывается на ваших словах и делах! Помимо этого, все достижения или промахи вашей жизни, которые остались в сердце, будут видны на суде Христовом. На этом основании христианин получит либо награду, либо соответствующее наказание (1 Кор. 3:12-15). Оттого вы должны фиксироваться не на своих ошибках внешнего человека, а на том, что остается у вас в духовном сердце! Ведь вы можете очищать его теми возможностями, которые нам дал Господь.

О работе Святого Духа в духе христианина я пишу в статьях и книгах. А о Кресте Иисуса Христа написана статья: «Крест и его возможности»

Не все христиане понимают, какие процессы происходят у них в духе при рождении свыше, а также во время дальнейшей христианской жизни. Это связано с тем, что многие христиане не знают, в чем разница между внутренним и новым человеком, а также путают или нечетко себе представляют вопрос личного спасения в полном смысле этого слова! Одни берут, например, стихи: «Ибо благодатью вы спасены через веру , и сие не от вас, Божий дар: не от дел , чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9). На этом основании они утверждают, что уже спасены, и далее им ничего не надо делать. Некоторые из них понимают, что им надо укреплять и поддерживать свою веру, но они не знают, как это сделать лучшим образом. Они не видят, что при рождении от Бога грехи им прощаются сразу, а в дальнейшем они обязаны для исправления своих промахов предпринимать ряд действий согласно Писанию. Некоторые христиане вопрос прощения личных грехов понимают так легко, что принимают его, как бы наперед! Они не разумеют, что, став христианами, также отвечают за свои конкретные слова и поступки. Другими словами, они не видят, что Бог автоматом прощает христианину грехи при рождении свыше, а далее ему надо, идя по жизни, бодрствовать. Это означает, что христианину надобно не грешить, а после промахов — удалять вновь сделанные грехи из своего духовного сердца Божьими возможностями. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:9). Помимо этого, существуют и другие возможности обрезания сердца христианина (удаления грехов из сердца).

Для того, чтобы избежать путаницы в этом важном вопросе, христианину надо увидеть, что при рождении свыше у него появился новый человек, который создан по Богу, скрыт в сердце и не грешит. При всем том христианин ходит перед Богом в греховном теле плоти, а значит вольно или невольно время от времени грешит, хотя бы в словах. Эти новоиспеченные грехи вновь фиксируются, благодаря закону памяти, в его сердце: во внутреннем человеке. Данному христианину важно покаяться в них или постараться выйти на тотальное обрезание своего сердца к моменту ухода своего духа к Богу. Иначе эти греховные слова и дела, оставаясь в его духовном сердце (внутреннем человеке), уйдут вместе с его духом в вечность, а там - на суд Христов (Рим.14:10).

К сожалению, многие христиане не понимают, суть спасения, поскольку не видят всех уровней собственной души. Поэтому одни из них утверждают, что спасение — исключительно по вере, а не от наших дел (Еф. 2:8,9). А другие христиане, видя свои промахи, огорчаются и недооценивают факт личного рождения свыше: появление в своем духе нового человека и Святого Духа! Они полагают, что спасаться им нужно лишь своими делами и подвигами.

Первая группа христиан, подчеркивая свой факт рождения от Бога и вхождение в Божью Семью, не обращает внимания на необходимость ежедневного бодрствования. В принципе некоторые из них об этом говорят, но только лишь как о том, что достойное хождение христианина влияет на его награду в вечности. Кое-какие из них добавляют, что хорошее поведение дает им возможность не сеять плохие семена в своей жизни и, соответственно, избежать проблем в период жизни на земле. При всем том они не обращают внимания на предостережение: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение ...» (Фил. 2:12). Эти слова показывают, что христианин обязан соблюдать духовные законы, чтобы духовно расти. Он может это делать успешно, если будет ходить по Слову Божьему и откликаться на Божьи желания [хотения] (Фил. 2:13). Хотите вы или нет, но Бог установил ряд требований к нам, изложенных в Писании, и если мы их нарушаем, то будем отвечать. Ведь наша жизнь и после рождения свыше запоминается (фиксируется) на скрижалях духовного сердца. Что на них в конечном результате будет записано, то и даст конкретному христианину либо преимущество, либо кое-какие проблемы в вечности (1Кор.3:15). Вследствие этого любой христианин заинтересован в том, чтобы на скрижалях его сердца, во-первых, появлялись качественные записи, укрепляющие нового человека и позволяющие ему продолжать духовно расти! А во-вторых, чтобы худые записи, появившиеся в сердце, были из него удалены еще при жизни в теле.

Вторая группа христиан явно недооценивает факт личного рождения свыше и появление в своем духе нового человека и Святого Духа. Они, не видя этого, считают, что христианин должен спасаться исключительно своими подвигами и тяжкими трудами. А поскольку у них не все получается, например, из-за борьбы плоти с собственным духом и с противником, то они с опаской и часто неуверенно говорят о своем спасении. Например: «Возможно, если мне удастся сделать вот это и это…, то я спасусь». Этим самым они показывают, что не понимают факт личного рождения от Бога, а видят только свою обязанность — бодрствовать. Это мешает им с радостью ходить перед Богом и использовать данные им возможности. Они также не понимают совета: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). Мало того, они, чувствуя себя неполноценными, лишаются дерзновения в Господе. Поэтому они зачастую обращаются за помощью только лишь к особенно чтимым святым, ранее жившим, вместо того, чтобы напрямую взывать к Иисусу!

Вышеуказанные ошибки связаны с тем, что данные христиане не осознают изменений, произошедших в их сердце (духе) при рождении свыше. Они также не понимают изменений в собственном сердце при выполнении указаний Господа или их игнорировании. Я говорю о том, что в первом случае они приобретают положительные изменения в собственном сердце, соответствующие их послушанию. Во втором – дефекты (греховные факты своей жизни), которые как вирусы мешают им соблюдать духовные законы и достойно ходить перед Господом. Именно этим объясняется, что ряд христиан, несмотря на желание духовно расти, так и застревают на достигнутом ими невысоком уровне духовного роста. А некоторые, вновь и вновь допуская новые промахи, стабильно погрязают в грехах. Этим самым они существенно ухудшают свое духовное состояние.

Многие христиане совершенно не постигают, почему Библия говорит нам о внешнем человеке, внутреннем и новом. Соответственно многие из них не видят различий между своим внутренним человеком и новым человеком. Они также не разбираются, каким образом их внутренний человек обновляется. Но нам всем написано: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Далее остается только один вопрос: «Каким образом?». Ведь этот процесс мы не можем остановить! Я говорю о том, что ваша внутренность может наполняться различно:

1. Приобретать ценные для Бога изменения.

2. Наполняться грехами.

3. Обзаводиться и первым, и вторым!

«От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается» (Прит.18:21). И тем более – делами!

Также кое-какие ошибки христиан связаны с плохим пониманием ими возможностей Креста. Они не видят, что Господь дал им немалые возможности и ряд привилегий, а не только обязанности. Но эти христиане не знают силу имени Иисуса Христа и не используют ее даже в трудных обстоятельствах. При этом многие из них мечтают о себе, и не осознают, что при всем старании они все-таки растут духовно медленно. Они обычно путают приобретение ими знаний из Писаний со своим духовным ростом. Но нам написано: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя" (Иак.1:22). Оттого получение вами знаний из Писаний — это только ваш первый шаг! Если вы не делаете другие шаги и не воплощаете полученные вами духовные знания в собственную жизнь, то много ли вы приобретаете? Также если вы ограничиваетесь лишь соблюдением традиций, то большая ли вам от этого польза?

Немало христиан не разумеет, что после того, как они подрастают, требования Бога к ним также повышаются. Они не задумываются, каким образом им надобно ходить перед Богом через ряд лет после рождения свыше. Мало того, кое-кто из них, увидев некоторые свои успехи в духовном росте, включая приобретение знаний, вдруг начинают полагать себя уже всего достигшими! Так мыслят эти христиане, не видя, какие изменения произошли у них в духовном сердце. Они не понимают, что их умная голова, со всеми накопленными знаниями в один из дней останется на земле, а к Богу уйдет их дух! Вот в нем и должны быть нужные им и Богу соответствующие изменения во внутреннем человеке. Если этого нет, то вас ждут немалые разочарования на суде Христовом!

Вам важно уяснить, что трансформация внутреннего человека идет в двух направлениях. Первое связано с ростом личного нового человека, его величиной. Второе — с количеством ошибок и оставшихся грехов в собственном духовном сердце. Ваши промахи формируют в личном сердце слабые места, на которые опирается сатана при своих атаках! Поэтому вам, как и любому христианину для того, чтобы добиться нужного результата, необходимо тренировать свой дух, наращивая положительные изменения в собственном сердце и удаляя из него все свои промахи — грехи. Полученные знания Писаний христианин обязан закрепить на практике, в том числе и в непростых условиях жизни. Лишь после этого не только верно обновляется ум христианина, но и меняется его внутренность, в которой заметно вырастает новый человек. На этом пути никому из нас останавливаться нельзя, вне зависимости от достигнутых успехов. Нам всем важно продолжать бодрствовать!

Но постоянно бодрствовать в жизни верующему человеку нелегко. Поэтому встречаются христиане, которые устав от борьбы со своей плотью и противником, вдруг начинают видеть одни свои успехи! Это связано с тем, что они подсознательно уходят от ряда проблем своей жизни. Они просто не хотят размышлять о необходимости преодолевать появляющиеся препятствия. При этом они надеются на Господа, говоря: «Он уже взял все наши грехи на Себя». Как следствие, они спотыкаясь и греша, всегда оправдывают себя.

Другие христиане, достигнув промежуточного успеха и не видя вокруг себя более зрелых братьев, или полагая, что их нет, успокаиваются и также начинают считать себя уже всего достигшими. Эти христиане не видят, что продолжают жить в греховном теле плоти и также делают погрешности. Несмотря на это, они не видят ни своего внешнего человека, ни худой части сердца, а предпочитают говорить только о своих положительных приобретениях: подросшем новом человеке. Такие односторонние незрелые размышления связаны с их пониманием Писаний и реальным духовным возрастом. Они забывают совет: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим.12:16).

Подобные христиане явно переоценивают себя, свои возможности. Некоторые из них, проглотив мысли сатаны и следуя им, запутываются в ошибочных рассуждениях. Например, эти христиане, преодолев лишь начальный этап духовного роста, заявляют, что уже всего достигли. Здесь у них может быть немало рассуждений. Например, они полагают, что попали в Небесное Царство лишь потугой своих размышлений, благодаря полученным новым знаниям или откровениям! Обыкновенно они заявляют о своей личной «вере», которая помогла им, по их мнению, прорваться наверх. По сути, они выдвигают вперед кое-какие свои размышления, как основу для прорыва в Небеса. Здесь они не замечают, что их плоть просто-напросто изменила тактику, проглотив наживку сатаны. Оттого они уверены, что уже не грешат, поскольку отказались от явных грубых грехов. Они не замечают своих «мелких» грехов, в том числе и тайных, которые накапливаются в их сердцах. Они не понимают, что новый человек у них мало растет и крепость личного духа незначительна. Несмотря на это они начинают говорить о своей свободе в Господе, упрекая тех, кто напоминает им и другим христианам о сделанных грехах. Некоторые из них договариваются до того, что такие верующие люди якобы своими напоминаниями о грехах поощряют христиан грешить, утверждая, что без грехов жить невозможно. Они не видят проблем личного греховного тела плоти, смешивая факт его наличия и нового человека. Потому кое-кто из них пересматривает советы прежних своих учителей и выдвигает собственные идеи на основе нескольких стихов Писания.

Так на одном из христианских форумов в дискуссии о посте некто из христиан сказал: «Было время, мы тоже постились по учению Дерека и других, пока Господь не наставил. Постящийся зарождает в себе грех. Господь сказал, что это как бой с тенью. Пытаясь усмирить плоть мертвую по вере, мы воскрешаем ее в греховном состоянии». Как следствие они заявляют, что можно не поститься и не очищать свое сердце, так как в этом нет нужды. Далее они говорят: «Мы свидетельствуем о свободе в Иисусе, а нам плотские [христиане] лапшу вешают, что без греха жить невозможно, хуля Святой Дух. Совратили многих младенцев...». Фактически они, забегая вперед, полагают, что уже вышли, благодаря своим новым знаниям, на высочайший уровень святости! Они не видят, что этот уровень хоть и существует, однако достичь его одними знаниями христианину невозможно. Подвизающемуся христианину надо, воплощая Слово в любой обстановке, дать возможность значительно вырасти новому человеку. Далее ему надо очистить свой дух Божьими возможностями! А только потом, приобретя значительно выросшего нового человека и чистый дух, на этой основе взять под контроль свою плоть с помощью Святого Духа. Это очень непросто. Не удивительно, что из многих подвизающихся христиан, этот высокий духовный уровень смогли достичь лишь кое-какие из-за происков сатаны и его давления.

Однако эти верующие утверждают, что вышли на этот высочайший этап духовного роста, благодаря лишь новым знаниям. Они не разумеют, что ни им, ни большинству окружающих их христиан этот уровень просто-напросто сейчас недоступен. К нему можно подойти лишь после длительной тренировки собственного духа, причем только тогда, когда христианин преодолевает немало препятствий, экзаменов и искушений, опираясь на Слово Божье и водительство Святого Духа. Мало того, данную духовную борьбу христианину нужно вести, идя исключительно в правильном направлении, и укрепляясь Господом. Но данные верующие люди призывают других христиан к этому уровню святости, делая упор только лишь на принятии новых знаний, которые им «открыты»: «Давайте жить по нашей свободе!».

Сейчас существует немало деноминаций, которые из-за разного понимания Писаний и некоторых разногласий придают значение одним стихам Писания в ущерб другим, выбирая только то, что соответствует их взглядам. Однако Библия – целостная книга и если вы отказываетесь от ее части, то выходите на опасный путь. Прочтите предупреждение: «И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22:19). Также вы должны знать, что один духовный закон не отменяет другой, а просто дает христианину возможность использовать каждый из них в конкретных условиях. Мало того, некоторые из духовных законов христианин может использовать только на определенном этапе личного духовного роста!

Существенная ошибка ряда христиан в том, что они, не имея духовных даров, их отрицают. Они отбрасывают слова Писаний: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор.12:8-11). Они не понимают, что без силы Святого Духа служить Богу и успешно двигаться по жизни христианину невозможно, разве только на начальном этапе. В этот период Господь милостив к молодому христианину и помогает ему. Не увидев этого, они не уяснили суть крещения Святым Духом. Большинство из них смешивают факт получения Святого Духа христианином внутрь своего духа при рождении свыше, и реальное крещение Святым Духом. Здесь первое – это получение начатка Святого Духа! А при крещении Святым Духом христианин исполняется Духом в значительно большей степени. Он погружается в Святой Дух! Я говорю о том, что при крещении Святым Духом христианин исполняется Духом насколько может вместить, и получает помазание тела. После внешнего помазания он получает силу и определенные дары Святого Духа (1Кор.12).

Здесь вам важно увидеть, что у христианина, стремящегося к духовному росту, должен наступить день Пятидесятницы! Но многие христиане, не видя этого или отрицая, не получают крещения Святым Духом. В результате они передвигаются по жизни большей частью своей мудростью и силой. Это также связано и с тем, что данные христиане либо ограничивают Слово Божье, отвергая или не обращая внимания на ряд его стихов, либо по-своему его толкуют, отказываясь от открывающихся возможностей Благодати. Этим самым они лишают себя помощи Господа или ограничивают ее, так как Господь не будет им насильно что-либо навязывать. Поэтому на начальном этапе этим христианам удается кое-что сделать и духовно подрасти, но затем, когда их собственные силы иссякают, они терпят поражение. Они не видят, что продвигаться вперед можно, лишь опираясь на Господа: Его указания и силу. «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). При этом некоторые из них, в основном служители, не хотят признавать, что духовно мало растут, поскольку многое их устраивает. Часть из них пользуется кое-какими расхождениями во взглядах на Писание, чтобы создавать новые параллельные структуры в Церкви, в которых они занимают главенствующее положение. В этом случае вопрос о власти их интересует больше, чем истинное служение Богу.

К сожалению, у ряда христиан бывают ошибочные суждения и после крещения Святым Духом. Так некоторые говорят: «Чем больше помазания, тем больше послушания!». Они оценивают свое внутреннее состояние качеством помазания. Тогда как помазание Святым Духом и Его дары даются для помощи другим людям! При этом данный христианин обязан бодрствовать и меняться в лучшую сторону внутри духа. Он обязан проявлять плоды Духа (Гал5:22; Еф.5:9). Я не говорю об ошибках, которые могут появляться у христианина из-за проявлений плоти, я говорю о тенденциях и достигнутом итоге. Если этого нет, то каков ваш духовный возраст и реальное послушание Господу? Вам опасно оценивать себя духовными дарами. Ведь цена им совсем другая, если они не сопровождаются изменениями вашего характера в лучшую сторону.


Пророчества всегда были и будут: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Но многие христиане в этих вопросах допускают немало ошибок. Одни поверхностно подходят к пророчествам, проявляя простое любопытство, а другие попросту их отрицают.

Для уяснения этого важного вопроса давайте для начала прочтем: «И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1Цар.10:6). Стало быть, человек пророчествует благодаря действию Духа Господа. Вам нельзя забывать, что Бог Своим Духом творит все согласно Своему Плану, как желает: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2:17).

Это означает, что пророчества были раньше в первые века христианства и наблюдаются сейчас, и будут встречаться весьма обильно в завершающие дни, кто бы что не думал. «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь…» (Мал. 3:6). Прочтите: «… Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:3). Посмотрите, какая перед нами поставлена цель: «Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1Кор.14:1). Следовательно, вы должны стремиться как к хождению в любви, так и к тому, чтобы пророчествовать. Пророчествовать может любой христианин: «Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (1Кор.14:31).

Однако тот, кто пророчествует — не обязательно пророк. Кеннет Е. Хейгин пишет в книге о дарах Духа Святого, что простой дар пророчества нельзя путать со служением пророка. Ведь в простом даре пророчества нет откровения, предсказания. А у пророка всегда действуют дары откровения, которые что-то открывают! Даров откровения три: слово мудрости, слово знания и различение духов. В них речь идет о сверхъестественных знаниях, полученных от Бога. Дар слова мудрости — это знание будущего (что будет). Дар слова знания — это знание прошлого (что случилось) или настоящего, тех фактов, которые глазами христианин не видит, но знает о них. Они открываются ему либо через видение, либо через внутреннее откровение. Дар различения духов дает верующему человеку понимание духовного мира на любом уровне. Так этот дар позволяет распознавать духов: добрых или злых. Помимо этого, вспомним, что Моисей взглянул в духовный мир и увидел образ (облик) Божий! Также благодаря этому дару христианин может увидеть воскресшего Христа! Здесь все зависит от Господа. Имейте в виду, что самому христианину опасно искать видения или «чудеса». Ведь если Господь молчит, то на это желание христианина может откликнуться сатана. Враг, прикинувшись Ангелом света, может многое ему показать (2Кор.11:14). И что в результате? Если христианин показанное ему не проверит Писанием, то либо запутается, либо скатится в ересь.

Тем не менее, пророчества важны. В Писании их немало! Бог также говорит живое Слово, обращаясь к избранным Им людям. Он дает информацию, которая важна либо этому человеку, либо окружающим людям. Еще раз прочтите: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7).

Пророчества – это факты нашей жизни. Любой христианин может пророчествовать. При всем том существуют и подлинные пророки: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями…» (1Кор.12:28). Здесь трудности возникают при толковании пророчеств. Однако эти трудности не отменяют Слов Господа, которые Он до нас доносит. В ряде случаев Господь говорит и через обычного христианина, но чаще — через пророка.

Еше раз прочтите внимательно: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию... Ибо все один за другим можете пророчествовать , чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (1 Кор. 14:26,31). Обратите внимание, что при простом пророчестве христиане обучаются или получают утешение.

К сожалению, сегодня многие христиане не хотят признавать пророчеств, в основном из-за ошибок, которые встречаются во время их толкования. Как правило, они возникают из-за того, что христианин, получивший видение или откровение, не сверяет его с Писанием или, торопясь, делает это поверхностно. Как следствие, он толкует его по-своему, допуская неточности и погрешности. Здесь личностные особенности христианина играют немалую роль. Несмотря на это нам важно увидеть, что встречающиеся ошибки у пророков, получивших откровения от Господа, не отменяют сами пророчества, а только ставят перед нами задачу: научиться их верно толковать, сверяя с Писанием. Кто из христиан этого не делает, тот, наряду с правдой, добавляет при толковании пророчеств ложь, вольно или невольно.

Ложь появляется в результате подбрасывания христианину мыслей сатаны, которые он принимает. Ошибки случаются и от погрешностей собственной плоти, которая часто исходит от попыток подтверждения христианином старых ошибочных взглядов, когда-то принятых им и группой единомышленников. Другими словами, христианин вольно или невольно трактует полученную духовную информацию в пользу собственных взглядов, не замечая, что подтасовывает полученные небесные факты. Это весьма печально. Немало христиан, ценя свои взгляды, поступают аналогично! В результате противоречия между различными группами верующих углубляются, поскольку они и в этих вопросах осуждают друг друга. При всем том давайте еще раз внимательно прочтем: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:7,8). Здесь вам нужно увидеть, что, во-первых, Бог предупреждает нас через пророков и, во-вторых, у них есть обязанность пророчествовать .

Однако у христианина существует ответственность за все то, что он делает. Оттого злоупотреблять пророчествами и их поспешным толкованием никому из верующих людей не нужно, так как тогда ошибки неизбежны: «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14:14). Так, к сожалению, бывает и в наши дни!

Вы знаете, что в Библии много пророчеств. И сегодня Господь – жив и действует! Он живет в духе христианина и учит его. Господь также дает своим избранным те откровения, которые считает нужным. Потому и написано: «Пророчества не уничижайте» (1Фесс.5:20).

Тем не менее, проявляйте бдительность! Проверяйте любые высказывания и полученные откровения написанным Словом Божьим, кто бы вам что-либо не говорил. А затем молитвенно размышляйте, правильно ли вы его понимаете. Иначе ошибок не избежать.

Основные ошибки при пророчествах обычно следующие:

Христианин, получивший видение или откровение от Господа, торопится его толковать вместо молитвенного размышления над полученной информацией.

Сатана обманывает некоторых христиан, подсовывая им видения или «важные сообщения», когда они не бодрствуют.

Иногда христианин, неверно поняв ряд стихов в Библии, не только своеобразно лично трактует эту информацию, но и создает целое учение на этой основе! Здесь сатана проявляет немалую активность, дополнительно «нагружая» этого христианина своими лживыми знаниями и «пророчествами».


Многие христиане занимают непримиримую позицию при толковании ряда стихов Библии. Некоторые из них доходят до того, что признают христианами только представителей своей конфессии или деноминации. Они думают, что их спросят, к какой конфессии они принадлежат, когда уйдут в вечность или придут на суд Христов! Этим самым они показывают, что не понимают сути рождения от Бога. Они так и не уяснили, какие изменения произошли у них в духе в этот славный момент. Эти христиане держатся за привычные правила или традиции, но не понимают, что собой представляет рождение свыше и вхождение в Божью Семью. При этом они берут на себя смелость утверждать, кто из людей спасен, а кто нет! Тогда как нам написано: «А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим.10:6,7). Помимо этого, в предыдущем стихе написано: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им» (Рим.10:5). Также написано: «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал.3:12). Другими словами, здесь сказано, что не только христиане спасаются! Об этом поразмышляйте. Ведь складывается впечатление, что поборники конкретного учения и отеческих преданий об этом даже не знают.

Нам важно различать взгляды христиан, как заблуждения и убеждения некоторых групп христиан, как ереси. Я вновь говорю о том, что трактовка Писаний у различных групп верующих людей может отличаться в зависимости от конфессии или деноминации. Вследствие этого кто-то из них ошибается в каких-то вопросах. Но насколько важно иметь безошибочное учение? Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны иметь в виду три момента:

1. Целостность основополагающих фактов христианского учения.

2. Влияние конкретной трактовки ряда стихов Писания на духовный рост христианина.

3. Влияние преданий на духовное возрастание христианина.

В основе христианского учения лежит преимущественно Новый Завет и те пророки Ветхого Завета, которые говорили о грядущих изменениях. Вам надо всегда опираться на Слово Божье, в том числе и при изучении преданий. Вы не можете все их брать за основу, поскольку и Святые отцы серьезно расходились друг с другом по ряду вопросов. Помимо этого, большинство христиан живет не в монастырях, и это надо учитывать. Поэтому возьмите для себя критерием Заповеди Любви. Ими проверяйте свои решения. К сожалению, многие христиане берут для себя за образец либо второстепенные критерии, касающиеся традиций, либо те моменты жизни достойных святых, которые им на практике выполнить почти невозможно. Это дает им ту цель, которую они не могут достигнуть. В результате они либо разочаровываются, либо становятся просто теоретиками, у которых духовной силы так и не появляется. Да, вы можете смотреть на дальние горные вершины, но двигаться вам надо все-таки шаг за шагом сначала на небольшие высоты, затем повыше и так далее. Вам надо систематически читать Библию и воплощать ее в собственную жизнь. Вот тогда, преодолевая одно препятствие за другим, вы увидите, какие вершины лично для вас открываются.

К сожалению, многие христиане, фиксируясь на второстепенных признаках, живут в суете. А во время дискуссии на христианских форумах они предпочитают говорить о том, что «их церковь самая лучшая» и тому подобное. Мало того, при этом они часто грешат, высказывая резкие суждения и осуждая своих оппонентов. При этом многие смешивают все известные им факты в одну кучу, а затем вынимают их по отдельности, как окончательный аргумент их «верной позиции».

Итак, христиане разного духовного возраста могут иметь личные взгляды по кое-каким духовным вопросам и при этом, в чем-то ошибаться. Но здесь мы должны отделять второстепенные задачи от главных вопросов, составляющих суть учения.

В давние времена «еретиками» называли людей, которые руководствуясь лишь собственным разумом, интерпретировали христианское учение. Как правило, здесь активно помогал сатана, подбрасывая этим верующим людям ошибочные знания. Да, нам нужно распознавать недопонимание Писаний у духовных детей и появляющиеся у них заблуждения, как ошибки роста. Однако, нам важно различать главные истины христианского учения от второстепенных! Я говорю о том, что существуют основополагающие факты, на которых базируется все учение. Например, рождение Иисуса Христа и Его безгрешная жизнь на земле. И, главное, — Его смерть на Кресте за нас, поскольку без нее Иисус Христос остался бы один. А так, не только Иисус Христос стал Господом неба и земли, но и Святой Дух был послан на землю, в результате чего и родилась Церковь. «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Оттого Крест Иисуса Христа стоит в центре Вселенной! Именно на его основании мы получили освобождение от грехов, родившись от Бога. Благодаря возможностям Креста мы можем продолжать духовно расти.

Итак, все что отрицает или существенно извращает основы христианского учения – это ересь. Остальные неточности в постижении Писаний – чаще всего групповое или индивидуальное ошибочное понимание Слова Божьего, весьма непростого для полного уразумения. Они – заблуждения группы христиан, которые обычно связаны с духовным ростом или историческими особенностями учения. Эти второстепенные неточности не должны нас разделять! Однако, если откровения ряда христиан и их рассуждения опровергают истины написанного Слова Божьего, то они – ересь! Ведь Писание для нас – существенный критерий, помогающий идти в верном направлении.

В беседе с верующим человеком нам важно обращать внимание на ряд фактов:

1. Родился ли свыше конкретный человек?

2. Заключил ли он завет с Господом Иисусом Христом посредством водного крещения?

3. Читает ли он систематически Библию?

4. Молится ли он регулярно, и о чем?

5. Откликается ли он на «хотения» Господа (Фил.2:13). И выстраивает ли он личные отношения с Ним?

Эти моменты самые главные для предварительного решения о том, кем является данный человек. Дальше можно спрашивать, в какую поместную церковь он ходит, как часто, крещен ли Святым Духом и прочее. И при этом вы можете ошибиться, приняв религиозный дух в человеке за Святой Дух. Не воззрения спасают человека, а его рождение от Бога! Нам нельзя смешивать факт рождения от Бога и вхождение в Божью Семью, от непонимания ряда положений Писания и кое-какие ошибочные представления христианина.

Нам всем важно осознать, что вхождение в Божью Семью – это прерогатива Бога! Если Святой Дух не войдет в дух грешника в ответ на его молитву, то появится просто-напросто еще один
номинальный христианин!
Тогда его знание Писаний ничего ему не даст, кроме, возможно, присуждения ученого звания богослова. Это хорошее звание! Однако ученая степень далеко не всегда коррелирует с истинным духовным ростом. Можно много знать, но жить в грехах и без любви. «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8:1-3). Еще раз подчеркну, что спасают человека не его взгляды, а рождение свыше, от Бога. В этот благословенный момент происходит очищение его личного духа от грехов с появлением в нем нового человека, и залога Святого Духа. Святой Дух здесь – пропуск христианина на небо и новая Божественная Природа. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9).

Разумеется, после рождения от Бога христианину важно бодрствовать! Это важно, как для суда Христова, так и потому что мы живем в последнее время, когда теплые христиане не устоят. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15,16).

Другими словами, если вы редко ходите в церковь, не читаете систематически Библию, не молитесь регулярно и не прислушиваетесь к желаниям Господа, звучащие в вашем духе, то плохи ваши дела. Это связано с тем, что вы не устоите в последнее время. Например, после того как откроется кладезь бездны (Откр. 9:1-4). В этот период сатанинское давление весьма возрастет, и вы не устоите, опираясь лишь на свои воззрения и силу. Вам надо опираться на сверхъестественную силу Господа и Его советы, указания. Вам надо учиться истинно соединяться с Господом, чтобы черпать из Него мудрость и силу! «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17).


Ересью называется учение, в котором искажается истина об Иисусе Христе, с отрицанием следующих фактов:

1. Иисус Христос – Сын Человеческий и Сын Божий.

2. Безгрешная жизнь Иисуса Христа на земле.

3. Смерть Иисуса Христа на Кресте за людей.

4. Его воскресение.

5. Его вознесение и Царствование (Мф:28:19).

6. Раздача спасения тем людям, которые к Нему взывают: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9,10).

7. Сатана – противник наш и Бога. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Для духовного роста нужно также выделять:

Понимание постепенного личного духовного созревания, так как любой новообращенный, вне зависимости от физического возраста – духовный младенец. Для того, чтобы духовно расти вы должны опираться на Слово Божье, чтобы выти на закон духа жизни. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:1,2). Вам важно четко уяснить, что христианин спасен не от дел, а по Благодати: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9). Конкретные дела христианина необходимы для подтверждения его веры и духовного возрастания. Ведь новая жизнь, Дух Христов находится в его духе! Она, наряду с Писанием, и должна направлять христианина по жизни. Если христианин не откликается на работу Святого Духа, то у него возникают проблемы. Чтобы не ошибиться возьмите за основной критерий – хождение в Любви. Здесь мы должны понимать, что все зло – от сатаны, а все доброе – от Бога: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

Мы приближаемся к Богу и входим в Его Семью не на основании собственных дел, а исключительно на основании Подвига Иисуса Христа на Кресте! Нас спасает Его Кровь, пролитая на Кресте и Его смерть за нас. Нам важно знать, что в духе истинного христианина живет Святой Дух, Который помазывает его, учит и дает Свои желания (1Ин.2:27). Нам всем необходимо откликаться на них (Фил.2:12-13). А эта Новая жизнь – новый человек и Святой Дух – побуждает христианина делать добрые дела на основе полученной веры. Потому и написано: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:20-24).

Это основные положения христианского учения, которые нам необходимы. Они нужны нам для вхождения в Божью Семью и утверждения в своих правах сына (дочери) Бога. Да, вы можете увидеть еще ряд моментов, которые влияют на ваш рост, если внимательно рассмотрите духовные законы. Но нам всем важно твердо стоять на выше указанных положениях! Тогда другие разночтения Писания не будут являться решающими, и мы не будем отрицать друг друга, как христиан. Да, вы можете задуматься: «Кто из нас духовно растет и каким образом?». Это уже другой вопрос! Сейчас главное – держаться вместе: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14). Приметьте, что данные смертоносные факты отражаются в вашем сердце! Если вы это допустили, то у вас будут проблемы, пока вы не очистите своего внутреннего человека от сих греховных эпизодов жизни.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Иоан.13:34)

Теперь давайте посмотрим на частный случай одной ереси с учетом данных нам основных положений христианского учения. Дело в том, что в последнее время у кое-кого из христиан появились попытки трактовать Библию исключительно «духовно». Так эти христиане пытаются выдать полученные «новейшие откровения» за истину, частично давая верную информацию и прикрываясь отдельными цитатами из Библии. При этом они пытаются убедить верующих принять их особое откровение. В частности, кое-кто из них утверждает, что христианин должен отказаться от плотского прочтения Библии, чтобы бессмертный Дух Христа умер в христианине, а затем воскрес. Они не обращают внимания, что согласно Писанию, каждый рожденный свыше человек уже внутри своего духа имеет Дух Христов (Рим.8:9). Также написано: «И не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа , и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). Они это отрицают, побуждая доверчивых христиан отказаться от всего и ждать «воскресения Иисуса Христа в своем духе». Для этого они предлагают заменить «прежнее слово на новое», которое они «открыли».

Они игнорируют, что нам написано: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим. 8:9). По их мнению, никто кроме их компании не имеет этого Духа, который они после «пустыни» получили, и приглашают его принять другим верующим. Они сеют сомнения среди христиан и вербуют себе сторонников. При этом они по сути отрицают факт очищения сердца у верующего человека при его рождении свыше, и появление в нем нового человека, уже созданного по Богу! Это важное событие происходит в духе любого грешника, принявшего Господа, в результате работы Святого Духа. Они этого не видят и пытаются возвыситься полученными "откровениями", одновременно унижая других верующих. Они пытаются доказать, что стоит христианину принять их «откровение», так он сразу духовно вырастет и сможет подниматься по «лестнице Иакова на небо». Затем ему, конечно, придется оттуда спускаться, но только для того, чтобы «умирая», разъяснять заблуждающимся их ошибки.

Другими словами, они советуют отказаться от этапов познания Господа и сразу стать «безгрешными», приняв от них новейшее «откровение». Фактически они пытаются представить то, что христианину надо только лишь приобрести «их знания», и это поможет ему сразу стать духовно зрелым. Здесь они уводят в сторону христиан, поскольку само знание Писаний — это только начало. Ведь далее полученные знания истинного Слова Божьего христианин обязан воплощать в практику своей жизни. Только тогда с течением времени, после ряда испытаний, будет виден настоящий результат в его духовном сердце! Но эти верующие требуют отказаться от старых знаний, советуя заменить их «духовным прочтением» Писаний в их трактовке. В частности, они говорят: «Пришло откровение, по многим местам писания, войти в смерть по писанию, что означает „прежнему Слову нужно уйти, чтоб пришло Воскресшее в Духе Святом". Здесь важно заметить, что они предлагают от всего Слова Божьего (Святого Писания) христианину отказаться, приняв их «Воскресшее Слово».

Эти еретики вполне серьезно советуют вам добиваться того, чтобы Христос в вашем сердце «умер, а потом воскрес». Здесь они проводят аналогию с жизнью Иисуса Христа на земле, Его смертью и воскресением. Этим самым они показывают, что не понимают сути рождения свыше. Они не уразумели, что наш внешний человек с его грехами, попавший в дух благодаря закону памяти (сердца), должен умереть, а не Святой Дух, который отображает в нас Жизнь Христа! Ведь христианину нужна смерть не в голове, а во внутреннем человеке, для уменьшения или полного удаления его некачественной худой части. Только после этого очищенный внутренний человек, став сокровенным сердца человеком, может спокойно уходить к Богу. Попытка разубедить данных верующих, что Святой Дух не может умереть, не приносит успеха. Ведь они, невзирая на доводы и упорствуя, заявляют об особых откровениях их лидера.

Фактически они не видят, что не Иисус умирает в христианине, а грешник умирает в части касающегося негодного внутреннего человека! Это происходит, когда Дух Христов входит в христианина (Рим.8:9). В этот момент Святой Дух удаляет из духа бывшего грешника все грехи из внутреннего человека. Заметьте, что в этот благословенный миг во внутренности не остается ничего, что не устраивает Бога. Как следствие, у христианина в сердце появляется новый человек, созданный по Богу (Еф. 4:24).

Но эти люди говорят, что войти в смерть — это не умереть при рождении свыше (Рим.6:8; Кол.3:3). И не умирать ежедневно своим внешним человеком с помощью Креста, что неизбежно отражается в духовном сердце! А, по их мнению, для вхождения в смерть – «прежнему Слову нужно уйти» или «Слову-Христу умереть» в христианине, чтобы воскресло их «откровение». Хотя они и распространяют свое учение тайно, но тем не менее в дискуссиях кое-кто из них проговаривается. Вот одно из их рассуждений:

«Теперь о явлении Его слова, мы же не можем сказать, что слово его не читали, читали, но по букве и заповеди его исполняли можно сказать буквально. И это привело нас к смерти и к осознанию греха и, что теперь грех есть не что иное, как помышления плотские. Согласившись с этим, остается только дожидаться обещанного от Отца, т.е. Духа который и просветит нас и даст нам понимание уже не плотское, а духовное (Ин. 13:16). Остается понять, что происходит это по воскресении Его из мертвых (Лк. 24:45; Вт. 29: 4). Здесь «но до сего дня» до дня, когда им предстояло перейти через Иордан, т.е. через крещение в смерть Его перейти в землю обетованную. А обещал он Духа т.е. перейти в духовное понимание писаний. Теперь вспомним, что пришел Христос в наше сердце там он жил, умер, там это слово было погребено, там оно и воскреснет из твоего сердца в твой разум, освобождая тебя от мертвой буквы, которая только осуждала тебя. Вот где закон греха и смерти уже не действует!».

Другими словами, они предлагают Иисусу Христу умереть в сердце христианина, чтобы там воскреснуть! Вы только подумайте об этом! Однако эти еретики обещают вам свободу от греха на основании данного им откровения! Эти рассуждения настолько ошибочны, что даже трудно понять, кто может им верить! В этом учении обратите внимание и на то, что эти верующие советуют не напрягаться в духовной борьбе, не идти шаг за шагом, исполняя Слово Божье, а просто „умом своим" принять их свободу, получив «откровение»!

С учетом этих моментов явно видно, что учение этой группы «христиан», заявляющих о том, что их лидер – Иоанн Креститель – несомненная ересь, так как их учение явно противоречит Писанию. Если проанализировать ряд их высказываний, то можно легко увидеть их ошибки. Так, они также считают, что „духи злобы поднебесной" — это суть плотские помышления о Слове Божьем. При этом они цитируют: „Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир" (Рим. 8:6). Хотя это и так, но они не понимают, что если вы будете только „помышлять" о плотском, но не делать его дел — это одно! Точно так же, если вы будете помышлять о духовном, но ничего не делать то, что вы приобретете? Помимо этого, нам необходимо откликаться на желания (хотения) Божьи! Именно поэтому нам важно делать шаги по духу, возрастая в Господе. При этом представители этих «откровений» скрывают, что духи злобы поднебесной могут внушить человеку плотские помышления. Здесь данные верующие либо являются уже представителями сатаны, либо, будучи им обманутыми, проводят его политику, не понимая этого. Но они это отрицают, говоря о своем духовном понимании «духов злобы». Фактически этим самым они прикрывают сатану, и отвлекают внимание христиан от необходимости ему лично противодействовать. Но нам дан совет: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Здесь вам важно увидеть, что фактически своим предложением сконцентрироваться исключительно на мыслях и борьбе с ними, эти верующие отвлекают христиан от истинной духовной борьбы!

Они отвлекают братьев от реальных слов и дел по вере.

Они дают неверное направление борьбы.

Борьбу с мыслями можно и даже нужно вести, о чем я писал в соответствующей статье о мыслях. Но христианину важнее сперва учиться контролировать свои дела, потом слова, а только затем мысли. Именно такая последовательность нам необходима! Конечно, никто не мешает нам учиться одновременно контролировать и свои мысли. Но дело в том, что сами мысли далеко не всегда в нашей власти, поскольку могут приходить извне, от сатаны! Поэтому даже у выдающихся святых, достигших высокой степени духовного роста, временами появлялись не только скверные мысли, но и хульные. Да, мы обязаны не давать им места в своем сердце, то есть отказываться над скверными мыслями размышлять. Однако сатана не всегда атакует нас в лоб! Он ищет слабые места у нас, подбрасывая то одни мысли, то другие. Поэтому нам важно бодрствовать. Это не всегда у нас получается. Вследствие этого из-за атак противника даже свои слова верующий человек не всегда может контролировать (Иак. 3:6). Посему, если вы сконцентрируетесь единственно на контроле своих мыслей, то к какому результату придете и какой вывод сделаете? Вы увидите, наряду с периодическими успехами, свою беспомощность! Тем не менее они говорят: «Разве духовная борьба идет не в мыслях?».

Конечно, духовная борьба идет и за наш разум. Но вам надо увидеть, что немалая духовная борьба совершается через ваши слова. Например, вы можете провозглашать либо Слово Божье, либо слова, угодные сатане! Когда вы опираетесь на Слово Божье, то вы его утверждаете. На его основе вы можете применять власть, которая всем нам дана в имени Иисуса Христа. Также духовная борьба идет через ваши дела. Если вы отвергаете мысли сатаны, которые он пытается провести через вашу плоть, вашего внешнего человека, и поступаете по Слову Божьему, то вы делаете дела Божьи!

При всем при том, даже если бы вы хотели понять данных верующих людей, подумайте, каким образом Дух Христов, находящийся в христианине, должен умереть согласно их совету? Куда они предлагают деть в этот, по их мнению, необходимый «момент смерти» Святой Дух, который находясь в нас, не только отображает жизнь Иисуса, но и учит нас? Причем, поразмыслите, если бы Он смог умереть, хотя это невозможно, так как ни Дух Божий, ни воскресший Христос уже не умирает, то, кто поселился бы вместо Него?

Итак, у данной группы верующих прослеживается четкое желание, чтобы христианин отказался от того, что приобрел при рождении свыше и духовном возрастании, приняв только их «откровения»! А суть их откровения в том, чтобы Христос-Слово, полученный христианином при рождении свыше, умер, а вместо него появилось в голове и сердце христианина это новое «откровение». Другими словами, они предлагают все, что приобрел христианин зачистить в его разуме и сердце, поселив в нем исключительно их «откровения» и того, кто за ним стоит. При этом они отрицают не только этапы духовного роста христианина, но и полагают, что духовного совершенства вам можно достичь, приняв только их понимание смерти на Кресте. Фактически они утверждают, что христианину для духовного роста не нужна тренировка и закалка духа, а просто ему нужно принять эти «новые» знания, ими полученные. Заметьте, что эти люди обещают свободу только за счет полученных ими новых голых знаний. Соответственно они отрицают, что путь Креста — это путь ежедневного умирания, отвержение самого себя, своей плоти, с подчинением Слову Божьему! Этот путь совершается у христианина в немалой борьбе. Они этого не хотят, и чтобы сбить с толку, прямо обманывают христианина, говоря: «Пришел Христос в наше сердце там он жил, умер, там это слово было погребено, там оно и воскреснет из твоего сердца в твой разум, освобождая тебя от мертвой буквы, которая только осуждала тебя. Вот где закон греха и смерти уже не действует!».

Временами они подсмеиваются над христианами, говоря: «А то „воскресение" считают фактом, состоявшимся вчера, а распятие на „кресте" изучают в процессе жизни сегодня, хотя „воскресение" совершается после „распятия" и „погребения?!".

Это означает, что они не понимают, что рождение свыше – это одномоментный акт Бога, во время которого происходит очищение духа грешника Святым Духом от всех его грехов, имеющихся у него на момент покаяния! В результате в духе, на скрижалях сердца спасенного человека появился:

а) новый человек, где сохранилась вся его предыдущая жизнь, за исключением той ее части, где были грехи.

б) Святой Дух, который очистил дух грешника и остался в духе христианина, как Помощник и Учитель (ПАРАКЛЕТОС), и как залог спасения (2 Кор. 1:22; 5:5; Еф. 1:14).

При всем при том и после этого славного события нам дан совет ежедневно умирать: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1Кор.15:31). Также написано: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лук. 9:23,24). Здесь нам советуют следовать воле Божьей на нашу жизнь. К сожалению, мы не всегда этому совету следуем. Оттого жизнь христианина продолжается и в ней вольно или невольно появляются кое-какие новые ошибки и грехи. Для того чтобы этого избежать, христианину надо сегодня и сейчас бодрствовать, учась стоять на основании смерти, чтобы получать силу воскресения Господа. Тогда, укрепляясь Господом, христианин сможет удерживаться от грехов. Если у него это не получилось, то ему надо очищать свое сердце от погрешностей и продолжать двигаться вперед! Только после этого, духовно возрастая, он сможет как выйти на узкий путь Креста, так и остаться на нем. В этом случае у него появится возможность начать пользоваться законом духа жизни (Рим. 8:1,2). Еще раз прочтите внимательно: „Я каждый день умираю..." (1Кор.15:31). Соответственно Крест должен всегда работать в жизни христианина: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2Кор.4:10). Но эта группа верующих предлагает лишь только принять их „откровения" и получить свободу!

Стало быть, внимательный анализ высказываний этих «верующих» показывает, что они явно отрицают ряд основных положений Писания:

1. Например, они утверждают, что 2-е пришествие Христа на землю уже было, но в наших сердцах, толкуя землю исключительно как сердце человека. В притче об этом говорится, но ведь согласно Писанию Христос придет на нашу землю, где учредит сначала Свое 1000 летнее Царство!

2. Также они не замечают факт вхождения Святого Духа в сердца (дух) первых христиан, которое уже началось минимум 2000 лет назад, и сегодня оно продолжается!

3. Своего лидера они называют Иоанном Крестителем, пытаясь распространять свои „откровения" исключительно тайным сторонникам. В дискуссиях они намекают, что открыто об этом они не могут говорить, так как у христиан будет шок от их „новейших откровений". При этом они прикрываются цитатами из Писания, выдергивая их из контекста.

4. Они, обеляя сатану, утверждают: „дьявол всего лишь служебный дух, и ничего здесь нет от дьявола, все от Господа". Хотя Писание нам говорит, что сатана является богом века сего и у него здесь много сторонников, а воля Божья на земле еще не исполнилась: „Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мф. 6:10).

5. Они советуют отказаться от этапов духовного роста, тренировки личного духа и принять исключительно их откровения. Якобы на их основе верующий человек достигнет духовной зрелости!

Вследствие этого вам надо, слушая подобного рода высказывания лично или на христианских форумах, бодрствовать и все сверять с Писанием. Ересь сразу видна, если вы знаете и исследуете Писания. Также хочу добавить, что ошибки неизвестно в кого верующих людей или какие-то другие подобные "откровения" заблуждающихся христиан-младенцев не отменяют работу Господа с нами и нашим сердцем. Господь не спит! Мы должны питаться Словом Божьим и, исполняя его, идти вперед, шаг за шагом.

Христиане могут идти по жизни успешно или не очень. Вы можете быстро духовно возрастать или, наоборот, где-то застрять. В любом случае мнений у христиан немало по разным вопросам духовного роста. Здесь мы должны научиться выделять главное!

Прочтите внимательно: «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
и что явился Кифе, потом двенадцати;
потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
потом явился Иакову, также всем Апостолам;
а после всех явился и мне, как некоему извергу.
(1Кор.15:3-8)

В заключение хочу отметить следующие стихи: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13). Следовательно, хотите вы или нет, но подлинные пророчества у настоящих пророков будут появляться. Духовная жизнь богаче, чем многие христиане думают.