Праведник – это человек, соблюдающий Писание и достигший чистоты своего духовного сердца. Вам важно уяснить, что праведник — это не столько внешне благочестивый человек, сколько человек, у которого внутренность очищена Божьими возможностями. Главное для христианина – иметь чистое сердце! На него Бог и смотрит: «Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7)! Безусловно, сердце праведника должно быть богатым, наполненным настоящими делами, сделанными в Боге. Поэтому говорят, что праведник — это святой, который прославился своими подвигами и святостью. Еще раз обратите внимание, что иметь внешнее благочестие – это хорошо, однако оно должно вполне естественно проистекать из внутренней жизни! Да, вы можете кое-когда ошибаться! Однако вы тут же или вскоре можете исправлять свои промахи, приходя в молитве к Богу. Он силен очистить ваше сердце от грехов. Люди, сообщая о том или ином праведнике, могут ошибаться, но Бог – никогда. Поэтому крепите отношения с Господом нашим Иисусом Христом и с Его помощью шагайте по жизни.
Праведность (от слов правда и правильный) — важное теологическое понятие не только в христианстве, но и в других религиях. Давайте, посмотрим на суть праведности. Для начала вспомним, что при рождении свыше все грехи (вся греховная часть жизни) полностью удаляются из духовного сердца христианина. Там появляется новый человек, созданный по Богу! То есть любой христианин, если он не номинальный, уже приобрел «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Другими словами, после очищения духа христианин стал праведным и святым!
Итак, все сделано? Разумеется, нет. Однако основу праведности христианин уже получил, как дар от Бога. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы… (1Кор.3:11,12). Вы поняли о каком строительстве идет речь? Поразмышляйте над словами: «И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф.3:9). Не все понятно? Тогда еще: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). В предыдущем стихе Апостол Павел прямо говорит: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит» (1Кор.3:10). Речь идет о строительстве в вашем духе! О строительстве вашей души внутреннего человека. Ведь вы к праведному основанию можете добавлять разный материал! Будете вы оставаться праведником, если начнете сооружать в своем духовном сердце части строения из дерева, сена и соломы? Поэтому далее написано: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3:13). При всем том праведное основание любой христианин получил! Оно заключено в его новом человеке, праведном и святом, и в наличии Святого Духа, Который выражает Жизнь Иисуса Христа. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9). Помимо этого, Святой Дух, обитая в духе христианина, освящает его. Кто бы что ни думал, но после рождения от Бога грешник, став христианином, заделался праведным и святым! Об этом говорит Писание.
У вас имеется перспектива! «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Но для этого вам надо выполнить условие: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Другими словами, вы должны пригвоздить к кресту своего внешнего человека, проявляющегося через греховное тело плоти. Вы должны упразднить его из вашей жизни, так, чтобы он не управлял вами. Христос должен распоряжаться вами, а не номинально присутствовать, окруженный вашей душой внешнего человека. Это означает, что вы должны подчиняться своему духу, его лучшей части: новому человеку и Святому Духу, Который его направляет, подсказывает и предупреждает! «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1). Вы должны научиться каждый день умирать своим внешним человеком, освобождая нового! «Я каждый день умираю… » (1Кор.15:31). Если вы не станете на основании смерти, то не будете получать силу воскресения. А куда вы придете, если Благодать не будет вам помогать? Потому у нас есть цель: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).
Здесь нам надо вспомнить, что мы живем в греховном теле плоти! Оно направляет многих христиан по жизни в ряде вопросов, что они даже не замечают. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» (1Кор.3:1-3). Потому на практике немало христиан не только не чувствуют себя праведниками, но и ощущают себя грешниками. Для этого есть основание, так как в духовном сердце у них появляются проблемы. Я говорю о борьбе плоти христианина с собственным духом и о появление у него новых грехов, оседающих в сердце! Здесь вам надо понять проблему внешнего человека, о которой я рассказываю в соответствующей главе. Писание не зря призывает нас: «Исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8)
По сути, праведный человек или нет, можно говорить, лишь рассмотрев его духовное сердце! Поэтому Макарий Великий (в Слово 1. О Хранении сердца) задавал вопрос: «Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? ».
Другими словами, христианин не является святым и праведным в полном смысле этого слова, если в его духе остались грехи. Ведь прегрешения могут появиться в жизни у любого христианина, хотя бы на словах. Грехи у него могут быть мелкими и тайными, но накопиться в изрядном количестве! Какое тогда у христианина будет духовное сердце? Как тогда его называть? Святой грешник? Так некоторые священники и говорят, столкнувшись на практике с этой проблемой. Да, вы можете стараться удерживаться от грехов и правильно будете делать. Однако вам это полностью удается? В жизни мы видим, что любой христианин совершает погрешности, досадные промахи. Поэтому и написано: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор.7:1). Это означает, что любому христианину важно поддерживать чистоту в своем духовном сердце.
Здесь вам надо вспомнить, что слова и поступки человека отражаются и в его сердце. Следовательно, поведение христианина, фиксируясь в его личном внутреннем человеке, влияет и на его праведность. Новый человек у него – праведный, а внутренний человек (в узком смысле), наполненный греховными эпизодами жизни – грешный. Сердце у такого христианина двоедушное (Иак.4:8).
Итак, праведник – это не только внешне благочестивый человек, соблюдающий Писание, но и человек, достигший с Божьей помощью чистоты своего духовного сердца. У него весьма сильно вырос новый человек. Истинный праведник всегда сотрудничает с Духом Святым, подчиняясь Ему и давая простор. Через него реально работают дары Святого Духа (1Кор.12).
Давайте посмотрим более широко на вопросы праведности и святости. Например, о праведности некоторые говорят: «Праведность — это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в Евангелии. Она характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы его души и тела направлены на угождение Богу».
Далее обычно говорится, что главный признак праведности — смирение. Что это такое — описать невозможно, так как есть реальная жизнь со Христом, «смиренном и кротким сердцем» (Мф.11:29). Научиться смирению можно только от самого Христа, но никак не от человека. Но психологически смирение есть внутреннее чувство своей греховности, когда человек при полном исполнении Евангелия чувствует себя последним грешником на земле (1Тим.1:15)».
В еврейской энциклопедии праведность обозначает также благотворительность, справедливость. А в целом в иудаизме – выполнение всех законов и обязанностей, налагаемых на еврея Торой и Устным Законом. От праведника требуется не только большая духовная сила, но и образцовое соблюдение норм поведения, которые необходимы для особо благочестивого человека. Праведность требует от человека не только простого воздержания от злодеяния, но и постоянного стремления к справедливости и совершению благих поступков (Втор. 16:20; Иер. 22:3). В раввинистической литературе термин «праведник» (цаддик) иногда обозначает человека исключительного благочестия и святости . Но чаще всего сейчас полагают, что праведник — добродетельный человек, следующий предписаниям Торы и выполняющий свои обязанности перед Богом и людьми. Талмуд делит людей, во-первых, на совершенных праведников (цаддиким гмурим), побуждаемых к действию благими наклонностями, во-вторых, на полных нечестивцев (реша‘им гмурим), действующих по злой воле. В-третьих, на «средних» (бейноним), в поведении которых сказываются и те, и другие наклонности. Однажды один из законоучителей, известный своей праведностью, заметил, что он сам — «средний человек». (Запомните это, так как я ниже к этому вернусь). Услышав такие слова, другой законоучитель на это возразил, что в таком случае большинство людей окажутся нечестивцами.
В одном словаре написано, что праведник — человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии. Он ни в чем не погрешает против правил нравственности. В другом словаре сказано, что праведник – человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
Теперь обратите внимание на стихи: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). Также: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» (Рим.9:31). И как факт: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). При всем том Писание сообщает нам о праведном Ное и праведных мужах (Мк.6:20, Лук.2:25).
По сути, праведники – это люди, не только верующие в Бога и исполняющие Его заповеди и стремящиеся угодить Ему, но и люди, которые вышли на результат. Этот результат отражен у них как внешне, так и внутренне! Обычно этих христиан почитают за благочестивую, праведную жизнь и за дары Святого Духа, которые всем явно видны. Поразмышляйте над словами: «Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит.4:18).
Однако дары Святого Духа – не единственный критерий! Христианин должен стремиться жить так, чтобы стяжать плоды духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал.5:22-23). У нас имеются не только основные внешние ориентиры! Нам важно обращать внимание на свое духовное сердце, своего внутреннего человека и свою внутреннюю жизнь. Сами посудите, если христианин внешне почти всегда ведет себя достойно и благочестиво, но временами с отдельными людьми допускает промашки, то они фиксируются у него в сердце! С этими пусть небольшими, но новоиспеченными грехами он и уйдет в вечность, если не раскается в них перед Господом. Вновь обратите внимание, что для многих людей праведность заключена в благочестивом поведении и явных дарах Духа, то есть во внешних критериях. Но если христианин начнет этим гордится, хотя бы тайно, то он тут же полетит духовно вниз! Поэтому праведность должна, в итоге, реально отражаться во внутреннем человеке! Я говорю о том, что если праведник совершил промах, то он должен непременно удалить его из своего сердца. Мало того, праведник обязан как давать простор Святому Духу, так и приобрести немалую закалку духовного сердца! Это отдельная тема. Фактически праведность христианина должна соответствовать не мнениям людей, а критериям Бога. Ведь именно Он, настанет день, даст оценку конкретному человеку, его жизни.
Почему среди христиан встречаются не только разные взгляды на праведность, но и различаются индивидуальные оценки жизни конкретных верующих людей? Для того, чтобы понять этот важный вопрос, нам надо иметь в виду, что взгляд на праведность – правду и справедливость, как отдельных поступков, так и всей жизни конкретной личности, дают сами верующие люди на основе собственных критериев. Разумеется, многие из них обосновывают свою точку зрения Писанием. Но согласится ли с ними Господь? Речь идет о том, что конфессиональные взгляды не всегда являются полностью верными, особенно в ряде ситуаций. А обычно ими христиане оценивают жизнь человека, так как считают основным критерием. При всем том нам всем придется предстать в свое время на суд Христов (Рим.14:10)! И что мы там услышим? А кого увидим в Царстве Небесном?