Крест Иисуса Христа стоит в центре Вселенной! На нем наш Господь нанес поражение сатане, так как он со своими сторонниками убил Праведника. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил.2:6-10). После этого Господь воцарился: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Крест – основа всего, что мы имеем! Поэтому служение Иисуса Христа привело Его к Кресту. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;(Ин.19:17). Там преступники — подданные сатаны —совершили злодеяние: распяли Иисуса, хотя Он не совершил никакого греха. Поэтому Иисус Христос, умирая на Кресте, сказал: «Совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30). В этот момент Он, предав свой дух Отцу, выполнил Свое предназначение. И у нас появились новые возможности! Господь Иисус Христос дал нам возможности Креста. Они проявляются для христиан через работу Святого Духа, реализовывая Благодать Бога.
Благодаря Подвигу Иисуса Христа на Кресте у нас появились возможности:
1. Любому человеку принять дар вечной жизни и родиться свыше.
2. Также христианин может, укрепляясь Господом, удерживаться от грехов, что сразу производит ценные изменения в его сердце.
3. Если христианин промахнулся, он может удалять из сердца новоиспеченные грехи ! Это помогает ему не только поддерживать чистоту в сердце, но и укреплять нового человека.
4. Наконец, Господь помогает христианину решить вопрос независимости его души.
Вам непременно надо увидеть, что Крест Иисуса Христа стоит в центре Вселенной! Что мы смогли бы получить без данного Подвига? Благодаря ему судьба отпавшего от Бога человечества радикально изменилась! «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Как только вы забудете или отодвинете Крест в сторону, то на первый план выйдете вы сами, ваши усилия или подвиги, и прочее. Да, вам важно иметь дела по вере, но я хочу, чтобы вы увидели, что без Креста Иисуса Христа вы ничего не смогли бы сделать. «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). К сожалению, многие христиане не понимают этого. Они, уповают на традиции и правила, и не ищут Иисуса! Они не понимают важности общения с Ним и духовного питания: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек…» (Ин.6:50,51). Поразмышляйте над словами: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17). Приметьте это и крепите отношения с Иисусом, выстраивайте личные отношения с Ним. Иначе второстепенные вопросы вы поставите во главу угла! Что это вам даст?
На практике мы видим, что не только духовный младенец, но и подросший христианин в основном продолжает шествовать по жизни своевольно. Ведь даже, когда он пытается служить Богу, он это делает по-своему! Христианин часто не обращает на Господа и Его индивидуальные указания, и советы внимания. Я говорю о том, что христианин зачастую не реагирует на работу Святого Духа в собственном сердце и отбрасывает мысли, которые ему дает Господь. Чаще всего так поступают христиане, которые привыкли жить по правилам и традициям. Но на что вы можете рассчитывать, если не откликаетесь на желания Господа? Прочтите внимательно: «Итак, возлюбленные мои… со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:12,13). Если вы не откликаетесь на эти желания, то вы не помогаете Господу в реализации Его Плана. Например, вы не помогаете Господу отвечать на молитвы братьев, на их конкретные просьбы. Ведь Господь отвечает на молитвы как Сам, так и через христиан. Помощь может быть разной. Иной раз христианину нужны лишь слова ободрения, участие и кое-какие советы. Нам важно сохранять с Господом связь. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего » (Ин.15:5). Нам важно, как просить Господа, так и откликаться на Его просьбы. Нам нужна двухсторонняя связь! Многие христиане этого не видят и бредут уныло по жизни без помощи Господа! Некоторые из них думают: «Может и спасусь подвигами и тяжкими трудами». Они не понимают, что этим самым они отодвигают Крест Христов на второй План. На первом месте они и ряд представлений, которые они почерпнули из преданий, от опытных христиан или, как они думают, из надежных источников. Они не видят, что даже приобретение духовных знаний — это только начало! Вслед за тем нам надо учиться воплощать их в свою жизнь! «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22). Цель христианина — увеличение личного нового человека, с предоставлением ему первого места в своей жизни. Я имею в виду то, что Святой Дух и новый человек действуют согласованно!
Немало христиан тратят больше времени на дискуссии религиозного характера, чем на чтение Слова Божьего и его исполнение. В результате они становятся на малоперспективный или даже опасный путь. Ведь они много говорят о Боге, но Бога и Его истинного Слова в их разговорах и реальной жизни почти нет. А как Бог будет поддерживать христианина, если он не опирается на Его Слово, хотя бы написанное? Посему у вас есть прекрасная возможность – прочитать нужные стихи из Писаний и, опираясь на них, провозгласить: «Ты сказал!». Затем вы можете с верой ожидать обещанного. Разумеется, вам важно посмотреть, нет ли препятствий меду вами и Богом. Также вы должны выходить на двухстороннее общение с Господом, то есть откликаться на Его желания. Вам крайне необходимо увидеть, что Библия – единственный критерий! Я говорю о том, что вам надо отбросить любые «ценные» размышления или «откровения», если они явно противоречат Библии. Если же вы столкнулись с непривычными или совершенно новыми взглядами, то рассматривайте их через Слово Божье. Если они для вас новые, то молитвенно размышляйте, соответствуют ли они духу Писаний. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). Любые взгляды христианина, пусть даже весьма опытного, должны иметь основания в Писании! Самый простой путь – проверить, соответствуют ли они двум основным заповедям Любви (Лк.10:27)! Ведут ли эти воззрения, данные советы к вашему духовному росту? Имейте в виду, что вы мало приобретаете, если ваш новый человек не растет, а худая часть сердца не уменьшается!
Священное Предание – это передача жизни и опыта Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. Но беря этот опыт на вооружение, вам всегда стоит обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, насколько изучаемое вами Предание истинно? Я имею в виду, что даже высокодуховные служители и старцы имели по одним и тем же вопросам различные мнения. Во-вторых, насколько Предание сейчас доступно для вас? Я говорю о том, что многим христианам надо достигнуть определенной степени духовного роста, чтобы постигнуть ряд советов духовных великанов и наставников. Без этого вы не сможете воплотить их в свою жизнь! В-третьих, Святой Дух и сегодня работает в христианах, особенно в тех, которых Он выбирает для Своих Целей. Разве Святой Дух прекратил работу, которую Он начал в период раннего христианства? Поэтому не берите на себя смелость ограничивать Святого Духа ни в себе, ни тем более в других служителях. Также не фиксируйтесь на второстепенных признаках. Ведь сегодня богослужение идет не совсем так, как во времена высших Апостолов. Однако разве это мешает вам приближаться к Богу?
Трудности у христианина связаны с тем, что, во-первых, на него влияет его плоть: внешний человек. А во-вторых, – потому что сделанные им новые ошибки оседают в личном духовном сердце, формируя в нем слабости. Если над ними правильно не работать, то они, разрастаясь, постепенно составляют там платформу врага. Другими словами, проблемы у христианина возникают не только из-за погрешностей, связанных с его плотью, но из-за того, что в его духовном сердце появляются места слабостей! Вот здесь Крест Иисуса Христа дает возможность христианину, укрепляясь и обновляя свой ум, отвергать происки своего внешнего человека. А также очищать свое сердце от новых грехов после их появления. Вы будете духовно возрастать, если будете идти по этому пути! Это – главное. Ведь как только вы подрастете, то сможете делать уже не единичные шаги по духу, а, развивая свою чувствительность, начинать жить по духу. Но вы должны научиться качественно питаться Словом Божьим. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:13,14). Поэтому я и повторяю, что вам необходимо систематически читать Библию, чтобы переходить в конце концов к твердой пище! Но вы должны учиться молитвенно размышлять над Словом. Лучше если вы будете перед чтением Библии и после этого просить помощи у Бога! Например, чтобы Он дал вам «Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:17). Возьмите это за правило. Тогда вы ясно увидите цель: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу » (Рим.8:1). Это поможет вам выйти на закон духа жизни! Прочтите внимательно: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:1,2).
Таким образом, после рождения свыше христианин должен решить в своей жизни три основных вопроса.
Первый – это освободиться от новых грехов, которые появляются у него в процессе уже христианской жизни. Ведь любой христианин вольно или невольно грешит из-за слабости греховной плоти и происков врага. В принципе освободиться от грехов, проникших на скрижали сердца, достаточно легко! Христианину нужно только прийти в молитве к Богу и попросить простить его за сделанные грехи. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9). Да, любому из нас важно не грешить, однако если это произошло, то нам надо обращать внимание не на факт сделанных грехов, а на то, чтобы записи этих грехов не остались у нас во внутреннем человеке! Ведь именно он в свое время уйдет к Богу.
Во-вторых, христианину необходимо освободиться от закона греха и смерти, действующего в нем. Освободиться от той силы, которая толкает его на совершение грехов. Это очень важно! Если вам это не удастся, то вы будете вновь и вновь совершать однотипные грехи или, избавившись от них, делать новые ошибки. Чтобы этого не происходило вам надо освободить себя от происков и давления сатаны! Ведь с его подачи вы находитесь в объятиях собственной души внешнего человека, которая не только сидит в вашей голове, но и проникла в ваш дух. Я говорю о том, что когда вы поступаете согласно желаниям своей плоти, то ваши деяния запоминаются в духовном сердце! А оттуда они, накопившись, поддерживают вашего внешнего человека. Как следствие, ваша плоть не только действует снаружи, но и имеет поддержку внутри, обволакивая вашего нового человека и не давая вам жить по духу. Не удивительно, что плоть христианина часто откликается на предложения сатаны.
Третий вопрос касается жизни нашей своевольной души. Ведь мы привыкли жить независимо, согласно собственным интересам. Когда мы принимаем дар вечной жизни, то в нашем духе рождается новый человек и появляется Святой Дух, который его поддерживает. У христианина появляются новые интересы, согласно которым он начинает жить. При этом привычки внешнего человека жить независимо остаются. Как следствие, христианин нередко принимает решения без оглядки на Господа. Здесь надо обратить внимание на то, что борьба с сатаной у нас идет в двух направлениях. Первый — это непрестанная борьба с явными грехами, которые в Писании называются в целом делами плоти (Гал.5:19-21). Это те проявления закона греха и смерти, которые затронуты выше. Но у внешнего человека имеется не только склонность явно грешить, но и склонность самостоятельно принимать решения, как будто за ним последнее слово. При всем том мы себе не принадлежим! Да, Господь дал нам свободную волю, однако ждет, что мы будем склонять ее в Его сторону. Здесь речь идет о посвящении себя Господу и подчинению Ему всех сфер своей жизни. Давно написано: «Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?...» (Мал.1:6). Оттого второе направление борьбы связано с тем, что христианин может явно не грешить, по его мнению, но все же отказываться подчиняться Господу, Его индивидуальным директивам. Он просто не обращает на них внимания. По сути, он противится Господу, Его указаниям, забывая предупреждение: «Ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство…» (1Цар.15:23). Не удивительно, что такой христианин может не ходить в любви! Он может жить по букве, то есть формально по Писанию, а реально — не являть плоды духа (Гал.5:22,23). Христианин также может собственное мнение ставить на первое место, не задумываюсь, как это выглядит в духовном мире, как на это смотрит Господь! Именно это толкает многих христиан на путь самостоятельного служения Богу, согласно личным представлениям. Вроде они действуют как бы по Писанию, но формально и без любви. Однако Господь ждет от нас совсем другого! Он ждет, когда мы научимся подчиняться Святому Духу, нашему Помощнику!
Указанные ошибки связаны с тем, что плоть любого христианина борется с его духом с подачи сатаны. Последний и пытается добиться своевольного принятия решений христианином, зная, что Господь не будет его в этом случае поддерживать. Именно поэтому многие христиане не получают того, на что рассчитывали. А многие священнослужители не имеют успеха в служении. Они, начиная его, да и в последующем, не ищут советов Господа и Его воли, и не откликаются на Его индивидуальные указания. Как следствие они остаются плохо разумеющими и плотскими христианами. Этому способствуют скопившиеся слабости в сердце такого христианина, которые помогают его внешнему человеку одерживать верх! Как же в этом случае ему выйти из этой борьбы победителем? Как это сделать на практике? В целом освобождение – отвержение себя – вопрос трудный и на практике весьма длительный. Однако вы можете освободить себя от внешнего человека, опираясь на Господа: Его советы и силу! Но здесь вам надо запомнить, что наскоком вы эту проблему не решите. Да, вы можете начать борьбу с собой и происками врага на эмоциональном подъеме, добившись промежуточных успехов. Но в дальнейшем вам придется подтверждать свое решение каждый день, год за годом. Это не так легко, поскольку уровень препятствий у вас также будет возрастать. Вот здесь – основная проблема христианина! Связана она с тем, что большинство христиан, во-первых, привыкли опираться на свои силы. Во-вторых, – на свою мудрость. Тогда как нам всем крайне важно не только ходить по написанному Слову Божьему, но и научиться подчиняться живым указаниям Господа, звучащим в духе. Мало того, нам надо при этом научиться укрепляться Господом, могуществом Его силы. В противном случае вы, поднявшись на невысокую возвышенность, быстро выдохнитесь. Вы, опираясь на себя, свои ограниченные ресурсы, не сможете двигаться в сторону горных вершин, даже если их увидите.
Здесь нам желательно разобраться, что собой представляют грехи. Ведь Библия, перечисляя грехи, показывает нам, что есть грубые грехи, а есть как бы «мелкие». Есть явные грехи, а есть тайные (Пс. 18:13). Соответственно их можно разделить:
1. Явные грехи, которые видны всем. Чтобы мы их избегали, нам даны заповеди и духовные законы, которые в целом нашли отражение в нравственных устоях общества и в законодательстве многих стран.
2. Грехи в нашей жизни, когда мы делаем что-либо не по вере (Рим. 14:23).
«Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех » (Рим.14:22,23).
3. Если мы знаем Слово Божье и что нам нужно делать добро, ходя в любви, но не делаем этого, то мы тоже грешим.
«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17).
В нашем хождении перед Богом немало нюансов! Это касается и служителей, которые могут услышать: «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих…?» (1Цар.2:29).
Для того чтобы не грешить нам надо научиться отвергать себя, своего внешнего человека. Что такое отвергнуть себя? На практике это означает не только поставить Бога и Его желания на первое место, но и выполнить их, что нам не всегда и не полностью удается. Давайте рассмотрим необходимые этапы освобождения себя от объятий личной души внешнего человека.
Для нас это важно, так как наша плоть борется с духом, и мы совершаем ошибки. Если христианин признает эти ошибки, то он может, подчищая сердце, начать отвергать себя. Это нередко болезненно, но крайне необходимо.
1. Нам надо не только признать свои новые грехи , но и, покаявшись, очистить от них свое сердце.
2. Мы также можем, укрепляясь Господом, отказаться делать грехи и сразу поступать достойно.
3. Самое трудное – это, отвергая себя, следовать индивидуальному водительству Святого Духа во всех обстоятельствах своей жизни. Ведь только Он знает, как лучше нам поступать в конкретных обстоятельствах и что выбрать. Здесь на первый план выходит не только проблема посвящения себя Господу, но и проблема внутреннего знания и его безусловного выполнения. Речь идет о том, что христианину надо, во-первых, понять желания лучшей части своего духа: Святого Духа и нового человека. А, во-вторых, укрепившись, суметь выполнить их! Это не так легко, поскольку у нас на всех этапах идет борьба.
Таким образом, отвергнуть себя — это использовать эти перечисленные возможности. Они нам даны как три возможности Креста. Если вы их все эффективно используете, то вы выходите на узкий путь Креста.
В Кресте есть внешний аспект и внутренний. Внешний связан с нашими явными условиями жизни, теми испытаниями и трудностями, через которые мы проходим. Внутренний аспект связан с работой Господа в нашем духе: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил. 2:13). Здесь говорится о реальной работе Святого Духа в духе христианина. Ее вы не получите, если привыкли жить или служить, не обращая внимание на Господа и Его указания. Вам надо уяснить, что по-настоящему действие Святого Духа в христианине начинается после того как он откликается на Его желания – «хотения». Обычно они заключены в живом Слове, обращенном к христианину, а не в мертвой букве. Безусловно, эти желания (указания) не могут противоречить написанному Слову. Однако христианину надо правильно понимать Писания, так как понимает Бог, а не его конфессия или деноминация. В любом случае христианину опасно ставить во главу угла второстепенные вопросы.
В Писании нам даются конкретные примеры и общие указания. При всем том существуют и индивидуальные обстоятельства жизни христианина, которые весьма важны! Например, выбор его жизненного пути или служения. Обычно Господь дает нам возможность его выбирать, но иногда христианин ощущает в сердце запрет на, казалось бы, законное его решение. Он понимает это, хотя причину этого не всегда знает. Да и в голове его подобные требования Господа зачастую не умещаются. Здесь перед христианином стоит выбор: согласиться с Господом или нет. Отказ подчиниться означает, что данный христианин сходит с узкого пути, так как настаивает на своем личном решении. Обычно так бывает, когда христианин привык действовать в рамках трафарета своей конфессии или деноминации. Нередко это связано и с духовным возрастом конкретного христианина. Данный христианин не понимает, что от послушания указаниям Господа зависит получит ли он обилие Благодати, то обилие, которое он сможет выдержать. Эта Благодать производит в христианине в его духе те изменения, которые он сам своими усилиями получить никогда не сможет! Также у него могут поменяться условия личной жизни, появиться те обстоятельства, о которых он мечтает. Поэтому нам все надо знать, что в жизни христиан появляются желания или направление пути, которые выбирает не сам человек, а Бог! Далее христианину надо, поняв Божьи хотения, выполнить их, если он истинно стал под водительство Святого Духа. В этом один из секретов непрестанного духовного роста христианина.
Здесь вам важно понять, что если вы не подчиняетесь внутреннему водительству, совершенной воле Божьей, то внешние трудности вам мало что дают. Это связано с тем, что в этом случае в вашем сердце Святой Дух не будет по-настоящему работать и, соответственно, в нем не появятся подлинные изменения. Мало того, действуя своевольно, вы наполните свое сердце погрешностями, которые вам будут мешать. Потому хоть в жизни этих своевольных христиан и появляются трудности и лишения, однако их наличие не производит в их сердцах положительных изменений. Новый человек у них растет мало, а грехи скапливаются в сердце. Не удивительно, что Святой Дух не получает у них необходимый простор!
Эти аспекты вы поймете, если вспомните, что при рождении свыше у вас произошло тотальное обрезание сердца с удалением из него всех грехов. Это обрезание делает только Бог Своим Духом: «Обрезание, [которое] в сердце, по духу...» (Рим. 2:29). Именно поэтому рождение новой твари, а по сути, нового человека, происходит при рождении свыше в вашем духе. Также при крещениях у вас идет обрезание сердца, с отсечением всего греховного и ветхого, всего того плохого, что появилось в течение вашей уже христианской жизни. Это массивное очищение сердца встречается всего несколько раз в жизни христианина и выйти на часть из них очень непросто. «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лук.3:16). Безусловно, у нас есть возможность постоянного «подчищения» своего сердца при молитвенном покаянии после совершения новых грехов (1 Ин. 1:9).