Содержание материала

Люди, говоря о праведниках, могут ошибаться, но Бог – никогда. Ведь праведник – это не столько внешне благочестивый человек, соблюдающий Писание, сколько человек, достигший чистоты своего духовного сердца. На него Бог и смотрит: «Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7)!

Праведность (от слов правда и правильный) — важное теологическое понятие не только в христианстве, но и в других религиях. Давайте, посмотрим на суть праведности. Для начала вспомним, что при рождении свыше все грехи (вся греховная часть жизни) удаляются из духовного сердца христианина. Там появляется новый человек, созданный по Богу! То есть любой христианин, если он не номинальный, уже приобрел «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Другими словами после очищения духа христианин стал праведным и святым!

Итак, все сделано? Разумеется, нет. Однако основу праведности христианин уже получил, как дар от Бога. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы… (1Кор.3:11,12). Это означает, что вы к праведному основанию можете добавлять разный материал! Будете вы оставаться праведником, если будете сооружать в своем сердце части строения из дерева, сена и соломы? Поэтому далее написано: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3:13). При всем том праведное основание любой христианин получил! «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9). Помимо этого Святой Дух, обитая в духе христианина, освящает его. Кто бы что ни думал, но после рождения от Бога грешник, став христианином, заделался праведным и святым! Об этом говорит Писание.

«И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Но для этого вам надо выполнить условие: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Если вы не станете на основании смерти, то не будете получать силу воскресения. А куда вы придете, если Благодать не будет вам помогать?

Потому на практике многие христиане не только не чувствуют себя праведниками, но и ощущают себя грешниками. И для этого есть основание, так как в духовном сердце у них появляются проблемы. Я говорю о борьбе плоти христианина с собственным духом и о появление у него новых грехов, оседающих в сердце! Здесь вам надо понять проблему внешнего человека, о которой я рассказываю в соответствующей главе. Писание не зря призывает нас: «Исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8)

По сути, праведный человек или нет, можно говорить, лишь рассмотрев его духовное сердце! Поэтому Макарий Великий (в Слово 1. О Хранении сердца) задавал вопрос: «Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? ».

Другими словами христианин не является святым и праведным, если его дух в течение христианской жизни загрязнился грехами. Да, прегрешения могут быть у христианина мелкими и тайными, но накопиться в изрядном количестве! А вы знаете, что любой христианин совершает погрешности, досадные промахи. Поэтому и написано: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор.7:1). Это означает, что любому христианину важно поддерживать чистоту в своем духовном сердце.

Здесь вам надо вспомнить, что поступки человека отражаются и в его сердце. Другими словами поведение христианина, фиксируясь в его личном внутреннем человеке, влияет и на его праведность.

Итак, забегая несколько вперед, скажу, что праведник – это не только внешне благочестивый человек, соблюдающий Писание, но и человек, достигший чистоты своего духовного сердца. У него весьма сильно вырос новый человек. Истинный праведник всегда сотрудничает с Духом Святым, подчиняясь Ему и давая простор. Через него реально работают дары Святого Духа (1Кор.12глава). Давайте рассмотрим эти критерии.

Для начала посмотрим более широко на вопросы праведности и святости. Например, о праведности я как-то в Википедии прочел: «Праведность — это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в Евангелии. Она характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы его души и тела направлены на угождение Богу.

Далее там говорится, что главный признак праведности — смирение. Что это такое — описать невозможно, так как есть реальная жизнь со Христом, «смиренном и кротким сердцем» (Мф.11:29). Научиться смирению можно только от самого Христа, но никак не от человека. Но психологически смирение есть внутреннее чувство своей греховности, когда человек при полном исполнении Евангелия чувствует себя последним грешником на земле (1Тим.1:15)».

В еврейской энциклопедии праведность обозначает также благотворительность, справедливость. А в целом в иудаизме – выполнение всех законов и обязанностей, налагаемых на еврея Торой и Устным Законом. От праведника требуется не только большая духовная сила, но и образцовое соблюдение норм поведения, которые необходимы для особо благочестивого человека. Праведность требует от человека не только простого воздержания от злодеяния, но и постоянного стремления к справедливости и совершению благих поступков (Втор. 16:20; Иер. 22:3 ). В раввинистической литературе термин «праведник» (цаддик) иногда обозначает человека исключительного благочестия и святости . Но чаще всего сейчас полагают, что праведник — добродетельный человек, следующий предписаниям Торы и выполняющий свои обязанности перед Богом и людьми. Талмуд делит людей, во-первых, на совершенных праведников (цаддиким гмурим), побуждаемых к действию благими наклонностями, во-вторых, на полных нечестивцев (реша‘им гмурим), действующих по злой воле. В третьих на «средних» (бейноним), в поведении которых сказываются и те и другие наклонности. Однажды один из законоучителей, известный своей праведностью, заметил, что он сам — «средний человек». (Запомните это, так как я ниже к этому вернусь). Услышав такие слова, другой законоучитель на это возразил, что в таком случае большинство людей окажутся нечестивцами.

Теперь обратите внимание на стихи: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). Также: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» (Рим.9:31). И как факт: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). При всем том Писание сообщает нам о праведных мужах (Мк.6:20, Лук.2:25).

В одном словаре написано, что праведник — человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии. Он ни в чем не погрешает против правил нравственности. В другом словаре сказано, что праведник – человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

По сути, праведники – это люди, не только верующие в Бога и исполняющие Его заповеди и стремящиеся угодить Ему, но и люди, которые вышли на результат. Этот результат отражен у них как внешне, так и внутренне! Обычно этих христиан почитают за благочестивую, праведную жизнь и за дары Святого Духа, которые всем явно видны.

Христианин должен стремиться жить так, чтобы стяжать плоды духа (Гал.5:22,23). Однако у нас имеются не только основные внешние ориентиры! Нам важно обращать внимание на свое духовное сердце, своего внутреннего человека и свою внутреннюю жизнь. Сами посудите, если христианин внешне почти всегда ведет себя достойно и благочестиво, но временами с отдельными людьми допускает промашки, то они фиксируются у него в сердце! С этими пусть небольшими, но новоиспеченными грехами он и уйдет в вечность, если не раскается в них перед Господом. Здесь я хочу подчеркнуть, что для многих людей праведность заключена в благочестивом поведении и явных дарах Духа, то есть во внешних критериях. Однако, праведность должна, в итоге, реально отражаться во внутреннем человеке! Я говорю о том, что если праведник совершил промах, то он должен непременно удалить его из своего сердца. Мало того, праведник обязан как давать простор Святому Духу, так и приобрести немалую закалку духовного сердца! Фактически праведность христианина должна соответствовать не мнениям людей, а критериям Бога. Ведь именно Он, настанет день, даст оценку конкретному человеку, его жизни.

Почему среди христиан встречаются не только совершенно разные взгляды на праведность, но и различаются индивидуальные оценки жизни конкретных верующих людей? Для того чтобы понять этот важный вопрос, нам надо иметь в виду, что взгляд на праведность – правду и справедливость, как отдельных поступков, так и всей жизни конкретной личности, дают сами верующие люди на основе собственных критериев. Разумеется, многие из них обосновывают свою точку зрения Писанием. Но согласится ли с ними Господь? Речь идет о том, что конфессиональные взгляды не всегда являются верными, особенно в ряде ситуаций. А обычно ими христиане оценивают жизнь человека, так как считают основным критерием. При всем том нам всем придется предстать в свое время на суд Христов (Рим.14:10)! И что мы там услышим? А кого увидим в Царстве Небесном?


Здесь надо признаться, что любой христианин, вне зависимости от обретенных им знаний и полученной должности, может ошибиться! Почему? Все дело во внешнем человеке – плоти. Я говорю о том, что хотя христианин и имеет обновленный дух, но продолжает жить в греховном теле плоти. Это его и подводит.

Мы обычно смотрим на человека, учитывая внешние критерии, а Господь смотрит на духовное сердце: «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце » (1Цар.16:7).

Итак, нам надо непременно иметь в виду, что содержимое духовного сердца, наполненность всего внутреннего человека будет играть решающую роль в оценке любого верующего человека! Ведь у христианина помимо нового человека имеется и худая часть сердца, в которой зафиксированы его ошибки хождения перед Богом. Если христианин не смог избавиться от грехов, которые попали в его духовное сердце, покаявшись перед Богом, то он с этим содержимым и придет к Господу! Я говорю о том, что благочестивая жизнь важна для христианина, но в конечном итоге решающую роль будет играть все содержимое его внутреннего человека.

Ряд христиан, зная о своих погрешностях и не утруждая себя размышлениями, заявляют, что они во Христе приняты Богом. Это совершенно верно. Но что такое быть «во Христе»? Кто попадает в Него – Тело Христово? Только новый человек! А худая часть сердца христианина обречена на очищение. По сути, новый человек, появившийся при рождении свыше и похожий на Христа – это основание. На нем каждый из нас своими словами и делами строит свою внутренность. Поэтому и написано: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (1Кор.3:11-15).

Чтобы уразуметь важный вопрос принятия христианина Богом, нам надо проанализировать ряд стихов Писания:

1. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:5)

2. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр.2:11)

3. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение…

4. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:5,6)

Также прочтем:

5. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (Матф.25:1-4). «Пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам» (Матф.25:10,11)

6. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12)

Здесь нам надо увидеть:

1. Истинных Победителей! Они – побеждающие христиане. Они поступают согласно Писанию в любой обстановке.

2. Первое воскресение и вторую смерть.

3. Тысячелетнее Царство, в котором только Победители будут царствовать на земле с Христом.

4. Неразумных дев (христиан), которые не попали на брачный пир!

5. Ленивых или беспечных христиан, не желающих употреблять усилия для хождения по Слову Божьему.

Многие христиане недооценивают или имеют неправильный взгляд на вышеперечисленные стихи. Я предлагаю вам поразмышлять над ними! Дело в том, что одни христиане верят в чистилище, а другие в мытарства души, во время которых душе предъявляются неотпущенные, забытые или тайные грехи. В этом вопросе – жизни после смерти тела, у христиан бывает немало рассуждений. Но, к сожалению, в них часто не указываются дисциплинарные меры Господа – очищение огнем внутреннего человека от оставленных в нем грехов. Об этом Писание прямо говорит, как и о том, что такой христианин спасается, «но так, как бы из огня» (1Кор.3:15). Несмотря на это существуют и третьи христиане, которые простодушно верят в свою избранность и прощение «автоматом» всех личных новых грехов, совершенных ими уже в статусе христианина. Они смешивают прощение старых грехов, совершенных ими до рождения от Бога, и дальнейшие свои погрешности! Однако верите ли вы в частный Суд непосредственно после смерти человека, помимо Страшного Суда в конце света или нет, но Писание однозначно говорит нам, что мы все пройдем через огонь. (1Кор.3:13-15)


Ныне мы живем в благословенный период – лето Господне: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18,19). У нас большие возможности: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13).

Сегодня праведность вменяется христианину благодаря вере в Господа Иисуса Христа! Соответственно у нас имеется праведность от веры: «Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры» (Рим.9:30). Также мы знаем, что праведный верой жив будет (Рим.1:17). Оттого нам можно не подвизаться, выполняя закон, а верить в Господа нашего Иисуса Христа: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим.4:5).

Для того чтобы молодому христианину осознать данный факт, ему необходимо понять, что при рождении свыше, после удаления старой греховной части его жизни у него в духе появляется новый человек, созданный по Богу ! Об этом нам говорит Писание (Еф.4:24)! Вот он и является вашим праведным сокровенным сердца человеком. Заметьте, что он нарождается в вашем сердце благодаря вере вашей в Господа Иисуса Христа! Я говорю о том, что после исповедания вашей веры Господь Своим Духом очищает скрижали вашего сердца от грехов. Как следствие, ваша праведность скрыта в духе вашем. Это очень важно, поскольку не голова ваша, а дух ваш уйдет в свое время к Богу! Именно поэтому Писание советует нам: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).

Итак, вы – праведник благодаря новому человеку. А он у вас появился после рождения свыше! Он не только у вас появился в духе, но и остался там вне зависимости от вашего поведения! Это с одной стороны.

При всем том, с другой стороны вам важно бодрствовать, со страхом и трепетом совершая свое спасение (Фил. 2:12)! Другими словами вам надо поддерживать данную вам Богом праведность.

Если вам удастся двигаться по жизни, не нарушая духовных законов, то вы встанете на путь праведности. На нем единственный ваш Помощник – это Дух Святой! Он, помогая вам соблюдать написанное Слово Божье, дает вам индивидуальные указания как лучше шагать и что делать!

Если вы увидите своего нового человека и очистительную работу Святого Духа в собственном сердце, то будете концентрировать свои усилия на угождении Богу! Ведь только Он может Своим Духом, как укреплять, так и очищать вас, ваше духовное сердце. Вам надо непременно увидеть, что лично вы можете, поступая достойно, заносить свои достижения в собственное сердце, благодаря его памяти. Но очищать его скрижали от сделанных вами грехов может только Святой Дух, данный вам (нам). Он совершает Свое действие обычно после того, как вы откликаетесь на требования Слова Божьего и хотения Господа. Прочтите: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13). Сначала идет хотение Бога, а затем Его действие Святым Духом в вашем сердце! Увидьте, это и держите в фокусе своего внимания слова: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матф.22:37).

Если вы будете откликаться на требования Писаний и новой жизни – своего нового человека и Святого Духа, то вы сможете поступать в жизни достойно, праведно. Но для того чтобы стать по-настоящему праведником с большой буквы вам необходимо каждодневно жить по Слову Божьему, как написанному, так и звучащему в духе. Причем так, чтобы в вашем духовном сердце оставались только ваши достижения! Все ваши ошибки вольные или невольные должны быть из сердца удалены. Для этого вам надо бодрствовать и просить у Господа больше Света. Вам надо научиться откликаться на требования и желания Господа, причем не так как думают окружающие вас люди или ваши единомышленники, а так, как желает Сам Господь. Вам крайне важно неизменно очищать свое сердце от новых погрешностей, сохраняя его в чистоте!

В Писании нам ясно сказано, что Бог оправдывает нечестивых. И любой христианин уже оправдан от всех погрешностей старой жизни. Все же иной раз возникает вопрос: «После рождения свыше рядовой христианин остается нечестивым или становится праведником?». Ответ достаточно простой: «Христианин является нечестивым по плоти (по внешнему человеку), поскольку его плоть желает противного духу, и одновременно он является праведным по своему новому человеку, потому что он создан по Богу (Еф.4:24)!

Итак, нечестивый человек, став христианином, оправдывается по вере! Он – праведник! Но вам важно увидеть, что как только христианин поступает недостойно, делая худые или не очень качественные записи в свое сердце, он уже не праведник. Христианин именно в этот момент не праведник! Ведь эти записи его недостойной жизни не только запоминаются свидетелями, но и сохраняются в личном сердце, его худой части, которая из-за наполненности новыми грехами не останется жить в вечности. Посему если вы совершаете грехи, то можно утверждать, что вы – грешник в этот момент (в этой конкретной греховной части жизни)! При всем том Бог смотрит, во-первых, на вашего нового человека, который уже обретается в вашем духе, и называет вас праведником, поскольку, во-вторых, Он знает, как вас очистить. Для безболезненного очищения своего внутреннего человека вам надо признать свои новые грехи и получить прощение у Господа. В этом случае Он удаляет из вашего сердца грехи, принесенные Ему. Но вам надо, умом признав их, все-таки придти с ними к Господу! Иначе они останутся у вас в сердце! Здесь вам надо понять, что вы можете, оправдывая себя или упорствуя по ряду соображений, оставить факты новых грехов в собственном сердце! Тогда вы будете отвечать за эти оставленные в сердце грехи перед Господом. Что Ему с ними делать? Я говорю о том, что у вас имеется новый человек и залог Святого Духа, благодаря чему вы спасаетесь! При всем том Господь будет очищать вас от оставленных в сердце грехов уже в вечности. Но это будет не виртуальным прощением, а очищением в огне (1 Кор. 3:15)! Поэтому нам написано: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18).

Давайте рассмотрим, кем мы являемся: «Род лукавый и прелюбодейный...» (Мф.16:4). Однако мы живем в период Благодати, во время которого человек – представитель лукавого и прелюбодейного рода, имеет возможность оправдаться по вере в Господа Иисуса Христа!

Но спасшись и оправдавшись по вере, у вас, как и у любого христианина имеется обязанность – духовно возрастать. На этом пути вам важно обращать внимание, как на своего нового человека, так и на негодность собственной плоти. «... А я плотян, продан греху» (Рим.7:14). Эти слова относятся и к христианам! Также нам написано: «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17).

Внутренняя борьба у христианина связана с негодностью личной плоти и несложным доступом сатаны к ней. Прочтите внимательно: «И язык ... оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны » (Иак.3:6). Как следствие, ваши слова порой не очень хорошие: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Также проанализируйте слова: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех/em>» (Рим.7:19,20).

Сейчас попробуем понять одну из ценных характеристик праведности – смирение. Выше было сказано, что один из законоучителей, известный своей праведностью, заметил, что он сам — «средний человек», то есть не цаддик. Почему он так сказал? Для уяснения подобного мнения нам надо, к примеру, вновь прочитать слова: «Смирение – это внутреннее чувство своей греховности, когда человек при полном исполнении Евангелия чувствует себя последним грешником на земле». Да, смирение имеет несколько характеристик. Так смирение можно рассматривать и как мирное (безмятежное) состояние духа христианина, контролирующего своего внешнего человека. Но главный смысл смирения христианина – в его постоянном желании угодить Богу! Смирение христианина может проявляться и в его молчаливом предстоянии перед Богом, с готовностью выполнить любое Его указание! Теперь прочтите: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15)». Также Апостол Павел сказал: «…А я плотян, продан греху» (Рим.7:14). Эти слова трудно объяснить и тем более постигнуть, однако в Писании нам давно дан ориентир: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5).

Это означает, что человек в присутствии Бога непроизвольно осознает собственную греховность. Остается добавить, что это касается и христиан, ведущих благочестивый образ жизни по Писанию и сподобившихся достичь высочайшей степени духовного роста. Причем, заметьте, они, даже понимая свой высокий небесный статус, в Свете Божьем оценивают себя одновременно как ничтожество: «Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня [к сему] принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто » (2Кор.12:11). Здесь «ничто» – имеет отношение у Апостола к личному внешнему человеку, а высокая оценка относится к собственному новому человеку, который благодаря многим испытаниям и трудам весьма сильно у него вырос! Подобные служители понимают свое положение, но также знают, что трудились благодаря полученным дарам Святого Духа, вместе с Ним. «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

Итак, нам важно знать, что когда грешный человек становится христианином, то основные изменения происходят в его духовном сердце, а внешне мало что меняется. Ведь, несмотря на хорошие желания христианина, его плоть остается по-прежнему негодной! Конечно, периодами он сдерживается и ведет себя достойно. Однако временами христианин поступает худо, а некоторые порой даже хуже язычников (1Кор.5:1). Немало христиан в жизни грешат при наличии у них как нового человека, так и залога Святого Духа – пропуска на небеса! Как же это совместить? Здесь работает закон свободной воли христианина. Он работает у всех нас и, как следствие, мы во что-то влетаем, попадаемся, то на желания своей плоти, то на происки врага. Поэтому христианину, во-первых, важно удерживаться от соблазнов, а во-вторых, непременно удалять новые грехи из собственного сердца. Для этого ему надо, как минимум, использовать привилегию – очищать свое сердце Божьими возможностями (1Ин.1:9). Вам крайне желательно, используя новый потенциал: наличие у вас в духе нового человека и присутствие Помощника – Святого Духа, непрестанно духовно возрастать, чтобы поставить свою плоть под контроль духа. В этом случае у вас появится возможность на определенном этапе своего роста начать каждодневно жить по духу праведной жизнью, и избежать осуждения! «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:1,2). В этом – цель жизни христианина, ставшего на путь непрестанного духовного роста.


Итак, вы, став христианином, встали на путь праведности. Вы получили основу праведности – нового человека и Святого Духа, который, живя в вас, вас же и освящает! При всем том вы продолжаете ходить перед Богом в греховном теле плоти, делая кое-какие ошибки. Здесь вы должны увидеть, во-первых, что вам важно очищать свое сердце от новоиспеченных грехов. Во-вторых, ваше хождение перед Богом должно идти по Его критериям! Это самое главное. Ведь ваши единомышленники могут быть довольны вами. Однако, что это вам даст, если в Свете Божьем вы увидите свои грехи, которые при всех ваших заслугах так и остались в вашем сердце?

Да, нам сказано: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин.5:18). Некоторые христиане, упирая на этот стих, заявляют, что нечего им говорить о каких-то сделанных погрешностях, поскольку они рождены от Бога. Мало того, они обвиняют ряд христиан в том, что те хотят заставить их ощущать себя все время грешными и виновными верующими людьми. Здесь они путают факты наличия у них нового человека и худой части сердца! Последняя появляется из-за слабостей плоти и происков сатаны!

Вам важно увидеть, что рожденный от Бога – это не сам христианин, живущий в греховной плоти, которая в силу своих врожденных качеств воспроизводит грехи, хотя бы тайные. Рожденный от Бога – это ваш новый человек! Бог – Дух, и соответственно родил его в вашем духе.

Вы можете прочитать статью Новый человек или настоящая жизнь христианина.

Также прочтите внимательно слова: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:49,50). Поэтому вам надо увидеть одновременно, как свои преимущества – нового человека, так и свои недостатки – греховное тело плоти, своего внешнего человека. Они оба у любого христианина имеются.

Итак, мы имеем как нового человека – сокровенного человека вечности, так и живем греховном теле плоти. И плоть с подачи сатаны нас подводит. При всем том Господь сделал все для того, чтобы мы, правильно обновляли свое сердце. Он Своим Духом в нас живет, помогая держать цель: «И облекшись в нового [человека], который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:10). Другими словами вам надо ежедневно приобретать в свое сердце записи, соответствующие образу Господа!

Читайте и пропитывайтесь Словом Божьим, систематически читая Писание и исполняя его! Размышляйте над его истинами, вовремя исправляя все свои новые ошибки. «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:25).

Вам важно уяснить, что христианин – это отделенный для Бога человек, который предназначен жить во Христе. Однако нам написано: «И не войдет в него ничто нечистое…» (Откр.21:27). Поразмышляйте над этим, как и над тем, что любой христианин имеет нового человека и залог Святого Духа, однако живет в греховном теле плоти. Именно поэтому христианин часто водится своим внешним человеком, собственной плотью, особенно на начальном этапе духовного роста.

Хотите вы или нет, но любой христианин уже на сегодняшний день имеет в своем сердце (духе) нового человека, созданного по Богу, то есть праведного и святого. Он и предназначен к вечной жизни! При всем том новые грехи христианина: его жизнь, не соответствующая критериям Бога, в вечности не останутся (1Кор.3:12-15).

Цель жизни христианина – выйти на максимально возможный для него духовный рост. На практике это означает, во-первых, то, что христианин обязан увеличивать личного нового человека, а во-вторых, – уменьшать собственного внутреннего человека в узком смысле (с грехами). Также можно сказать, что христианин должен бодрствовать так, чтобы хорошая часть его сердца увеличивалась, а скверная часть — уменьшалась. Здесь вам важно увидеть, что внутренний человек, наполненный грехами, формируется, когда христианин исполняет желания своего внешнего человека! Вследствие этого последний, негодный человек, и проникает в какой-то степени на скрижали сердца христианина! Однако, узрите, что он там не может остаться, так как не годен для вечности.

Итак, праведник – это не только внешне благочестивый человек, соблюдающий Писание, но и человек, достигший следующего:

1. Он очистил свое духовное сердце с Божьей помощью от ошибок хождения.

2. У него весьма сильно вырос новый человек.

3. Он сотрудничает с Духом Святым, подчиняясь Ему и давая простор.

4. Через него реально работают дары Святого Духа (1Кор. 12 глава).

Если вы хотите стать на путь праведности, то работайте в этих направлениях. Разумеется, укрепляясь Господом и прибегая к Его помощи!

На пути духовного роста немало трудностей. Вам будет легче, если вы будете помнить, что после рождения свыше, от Бога вы уже стали в определенном смысле праведником благодаря новому человеку! Вы перешли из смерти в жизнь. Вы – новое создание во Христе Иисусе!

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще » (Откр.22:11).

Чтобы идти по пути праведности вам непременно надо поддерживать свое сердце в чистоте. Это не так легко, так как духовная борьба идет с учетом ваших внешних привычек, наполненности духовного сердца и наличия знаний Писания.

Посему отказывайтесь от старых, ветхих привычек и заполняйте свое сердце качественными записями жизни. Лучше всего, если вы будете, исследуя Писания, многократно и систематически наполнять свое сердце Словом Божьим так, чтобы непроизвольно исполнять его. Знайте, что если на скрижалях вашего сердца будет не только много записей Слова Божьего, но и его исполнения, то в вас будет «много Бога». Особенно если вы дадите простор Святому Духу и закалите свой дух. Тогда и вес вашей праведности будет возрастать.

На этом пути вам надо:

1. Не только оставить ветхий образ жизни, но и ходить в любви.

2. Следить за наполненностью личного духовного сердца, своевременно удаляя из него новые ошибки (грехи).

3. Хорошо знать Писание, исследуя его, и в своем хождении перед Богом придерживаться его советов и указаний. При разных толкованиях и любых неясностях для вас критерий – заповеди Любви.

Обратите внимание, что ваша стойкость в вере и преданность Богу дает вам отличный материал для строительства личного нового человека. Причем вы приобретаете для своей внутренности золото и драгоценные камни, если исполняете Слово в трудной или тяжелейшей обстановке. Вам важно завоевывать весьма качественные записи для сердца! Если их у вас не будет то, что останется после очищения вашего сердца? Какую тогда крепость и квалификацию в Боге вы приобретете? Какой вес праведности у вас будет?

Вам важно знать, что существует корреляция между ростом вашего нового человека и весом праведности. Праведность – это золото, природа которого у всех христиан одна! Однако количество золота, его вес у христиан разный!

Вы не сможете заполнить за короткий срок всю свою внутренность золотом. Поэтому начинайте с малых шагов, но непрестанно идите вперед, увеличивая своего нового человека! Перед вами откроются новые горизонты, как только он у вас вырастет. Также выросший новый человек поможет вам освободиться от объятий своего внешнего человека. Вчерашние или сегодняшние ваши проблемы связаны с ним и происками сатаны.

Дело в том, что сатана в виду некоторого доступа к плоти человека и отнятия власти у Адама после события в Эдеме всегда имеет возможность, подбрасывая вам плохие мысли, склонять к скверным делам. Он может вас направлять к осуждению или к тому, чтобы вы не прощали обидчиков, нарушали заповеди Любви! Да, любой христианин может споткнуться. Однако после этого ему надо очистить свое сердце и выправить свой путь! К сожалению, ряд христиан этого не делают, наполняя свое сердце погрешностями, а жизнь проблемами. Вы сойдете с пути праведности, если будете осуждать других людей или не прощать их. Так обычно поступают номинальные христиане, которых вокруг немало. Оглянитесь и вы увидите немало религиозных людей, ставящих на первое место либо букву, либо мнение свое или единомышленников, которое полностью не соответствует Слову Божьему. Они, нередко ставя на первое место традиции, а не Слово Божье, не понимают, что при этом они грешат. Они не постигают, что христианин – это человек, отдавший свое сердце Господу, а не представитель той или иной конфессии. Христианин – это человек, который, приняв верой подвиг Иисуса Христа на Кресте, приобрел не столько новые взгляды, сколько нового человека и залог Святого Духа.

Обратите внимание, что ваш новый человек нуждается в регулярном духовном питании, а не от случая к случаю. Многие христиане этого не осознают и не читают систематически Библию. А некоторые даже предпочитают обещания Божьи, Его обетования узнавать лишь в разговорах с кем-то из христиан. После этого они на этой основе пытаются молиться. Вы не добьетесь успеха, пока не пропитаете свой дух Словом Божьим! Только на этом основании вы сможете, выбрав нужные вам обетования, их востребовать! Ведь Слово Божье – это Истина! Вот и опирайтесь на нее. Ваши действия будут увеличивать вашего нового человека и вашу праведность. Тогда и вера ваша будет возрастать. Но вам надо, читая Библию и укрепляя своего нового человека Словом Божьим, непременно исполнять его.

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22)

Для понимания праведности христианина вам необходимо хорошо понимать, кто такой внешний человек, внутренний человек и новый человек по Писанию. О каждом из них вы можете прочитать на сайте в соответствующей главе в книге и в отдельной статье.