Печать

О Боге многие люди имеют собственные понятия, что не удивительно. Тем не менее нам крайне желательно получить о Боге более ясное представление. В Писании Он многократно говорил: «Я Господь, Бог ваш…». Вам важно искать Его, обращая внимание как на Его Всемогущество, так и Любовь. Да, у Бога немало превосходных качеств, например, Справедливость! Ниже мы рассмотрим и другие образцовые качества. При всем том Бог, имея дело с падшим ангелом – Люцифером и человеком, который попал под его влияние после первородного греха, вынужден это учитывать. Бог видит наглость сатаны, который захотел стать богом: «А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"» (Ис.14:13,14). Поэтому Бог учитывает возникшее противостояние сатаны и захваченного им человека (со стороны тела). Мы все живем в греховном теле плоти! В связи с этим Бог Свое Слово поставил превыше всего, в том числе и выше Своей сути. Это связано и с тем, что созданные им творения значительно уступают Ему по многим параметрам. Следовательно, Богу пришлось снизойти до них, изложив правила жизни. В них Бог учел возможность определенного противостояния сатаны и человека против Творца. По Своей Премудрости Бог создал (помимо естественных) духовные законы, изложив их в Писании. Бог дал нам и совесть, как критерий для каждодневного выбора! Однако совесть может быть у людей не только доброй, но и немощной, а также порочной. Поэтому Бог дал нам немало критериев в Писании для каждодневного хождения перед Ним. Бог не скрыл Священное Писание от нас. Также Его живое Слово звучит на земле через поставленных Им пророков. В любом случае мы имеем намало достойных примеров, которые нам раскрывают определенные закономерности. Непременно обратите внимание, что Божья Правда установила духовные законы, благодаря которым Бог правит и на земле. Вам важно увидеть их!

Прочтите Духовные законы

Сегодня многие люди уповают на собственную справедливость, поставив человека и его права на первое место. Подобная точка зрения ошибочна. Эти люди не видят, что отодвинули Бога на второе место. Именно из-за этого западная цивилизация во многом терпит крах в духовных вопросах. Да, человек – вершина творения! Однако Кто сотворил человека и для чего? Давно сказано: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13). Также написано: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иак.4:5). Нам четко сказано: «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24). Вам важно увидеть как Благость, так и Справедливость Бога. Многие Его качества раскрываются через имена, которыми Бог Сам Себя называл. Внимательно прочитайте о них! Иначе кому и как вы будете поклоняться? Имейте в виду, что результатом своего поклонения вы приобретете определенное духовное развитие. Оно повлияет на ваше место в вечности и, в итоге, на конечный статус! На небе существует своя иерархия (Лк. 19:16-19). Она существует на основе четких критериев! Вам важно увидеть, как лучше всего духовно возрастать. Ведь настанет день и ваш дух (внутренний человек) придет к Богу. Вы будете крайне сожалеть, если к этому не подготовитесь. Прочтите первую заповедь: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:37,38).

Итак, начнем с ветхозаветного периода. В Торе имя Бога представляют Его Самого, и Его божественные атрибуты.

Тетраграмматон (ивр.YHWH — Яхве или Иегова) – четырёхбуквенное непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов Бога. Евреи приписывали великую силу упоминанию этому имени Бога и боялись его произносить. В иврите используются только согласные буквы, поэтому неизвестно точно как оно произносилось в древности. В быту, в молитвах произносят «Адонай» (Господь).

Широкую практику получило косвенное обращение к этому Божественному имени.

Элохим (однокоренные слова для него — Эль и Элоха, а также арабское Аллах).

Адонай – Господь

Ха-Шем (Имя) –некоторые евреи считали святотатством произносить даже слово "Адонай". Просто говорили "имя".

Саваоф - (Цеваот, буквально «(Господь Воинств») - «Господь сил»

Эль-Шаддай — «Бог Всемогущий», «Бог - Обеспечитель».

Эль-Олам — «Бог Крепкий»

Эль-Эльйон — «Бог Всевышний».

Также к имени Бога часто добавляется одно из Его качеств.

YHWH-Ро'и — «Иегова — Пастырь мой» (Пс.22:1)

YHWH-Ир'э — «Иегова усмотрит» (Быт.22:8,14)

YHWH-Шалом — «Иегова — мир» (Суд.6:24)

YHWH-Роф'эха — «Иегова — Целитель твой» (Исх.15:26)

YHWH-Цидкейну — «Иегова оправдание наше!» (Иер.23:6)

YHWH-Шамма — «Иегова там» (Иез.48:35)

YHWH-Нисси — «Иегова — знамя моё» (Исх.17:15)

YHWH-Мекаддишхем — «Иегова, освящающий вас» (Лев.20:8)

В мессианском иудаизме имя Тетраграмматон относят к Отцу и Святому Духу, которые являются первым и третьим лицом Божества (Элохим), а Иешуа — к Сыну.

Ветхий Завет – это не сборник архаизмов, как некоторые христиане думают. Ведь там нам показана природа Бога и даны многочисленные примеры из жизни великих людей. Также там нам даны советы на многие случаи в жизни. Когда Бог давал своему народу повеления и законы, то Он преследовал три цели. Во-первых, Бог показывал и очерчивал территорию безопасности для своего народа! Во-вторых, Бог предупреждал о последствиях для нарушителей закона. В-третьих, Бог хотел выстраивать тесные отношения с теми избранными, которые отвечали Его желаниям! Обратите внимание, что Танах был дан сначала евреям, а они видят корреляцию между именами и характером человека. Бог дал им это понимание значимости имен человека, и относит его также к Себе, поскольку желает дать откровение людям о Себе и Своем характере. Потому понять имена Божьи означает понять Божье откровение о Себе Самом.

Поэтому еще раз прочтем об именах Божьих.

Эль Элион – Бог Всевышний; правитель и владелец неба и земли; тот кто приказывает (Бытие 14:18; 2 Царств 22:14).

Элохим – Бог. Это имя множественного числа, показывает нам множественность единого Бога. Бог сказал в Бытие 1:26: «Сотворим человека по образу нашему». Здесь подразумевается двое или больше в одном (Исход 35:31).

Адонай – Мой Господь (Бытие 15:2; Второзаконие 9:26; Псалом 50:16).

Яхве, Господь или Иегова – тот, кто всегда есть; постоянный «Я ЕСМЬ»; вечно существующий (Исход 3:15; Псалом 83:18; Исайя 26:4).

Эль Шаддай - Обеспечитель, буквально - "многогрудый или Всемогущий, обладающий всей силой; постоянно изливающий заботу Своим детям и удовлетворяющий их нужды (Бытие 17:1).

Саваоф – «Господь сил» (1Цар.17:45; Пс.23:10, Ис.1:24 и др.).

Иегова-Шаммах – Господь там; Он постоянно присутствует там, где мы находимся (Иезекииль 48:35).

Иегова-Шалом – Господь наш мир и полнота (Судей 6:24).

Иегова-Ире – Господь усмотрит для нас (Бытие 22:14).

Иегова-Нисси – Господь наше знамя и наша победа (Исход 17:15).

Иегова-Цидкену – Господь — оправдание наше; Господь, облекающий в Его праведность (Иеремия 23:6; Иеремия 33:16).

Иегова-Рофе (рафа) – Господь, исцеляющий нас (Исход 15:26).

Иегова-Po-xu (pa'ah) – Господь нас любящий, направляющий Пастырь (Псалом 22:1).

Иегова-Мекадиш-Кем – Господь, освящающий нас (Исход 31:13).

Иегова-Яша-Гаал: Господь наш Спаситель и Искупитель (Исайя 49:26; Исайя 60:16).

Цур – Скала, твердыня (Исайя 44:8).


ТЕОФОРНЫЕ ИМЕНА

Из катехизиса Католической Церкви;

ТЕОФОРНЫЕ ИМЕНА (от греч. — JeТj, Бог и forљw — носить) Библейские, личные имена, в состав которых входит то или иное имя Божье или имена языческих богов. Существует 4 категории Теофорных имен.

1. Имена, включающие священное Имя Божье (ЯХВЕ) в его сокращенной форме. В одних случаях оно ставится в начале личного имени (например, Иоханан, син.пер. Иоанн — Милость Яхве; Иегошуа, син. пер. Иисус — Спасение Яхве), в других — оно завершает имя (Ирмиягу, син. пер. Иеремия — этимология не ясна, Ишайгу, син.пер. Исайя — Спасение Яхве).

2. Имена, включающие слово Эль, Бог, которое также может ставиться в начале или в конце (напр., Эли, син. пер. Илий, Бог мой; Эли-ягу, син. пер. Илия, Бог мой — Яхве; Габриэль, син.пер. Гавриил — Страж Божий).

3. Имена, включающие божественные титулы «Царь» (Мелех), «Владыка» (Баал, Ваал), «Господин», «Господин мой» (Адон, Адони). Эти титулы в равной мере прилагались к Богу Израилеву и к языческим божествам (например, Адониседек, Мелхиседек, Иероваал).

4. Имена, генетически связанные с именами богов, преимущественно ханаанских. Так, имя Ашер (син. пер. Ассир), вероятно, происходит от богини растительности Ашеры, Гадиэль (син.пер. Гаддиил) — от бога веселья Гада, Антотия (син.пер. Антофия) — от богини войны Анат, Мардохей и Эстер (син.пер. Есфирь) — от имен месопотамских богов Мардука и Иштар.

Изучение Теофорных имен помогает исследованию религиозной жизни народа в различные периоды ветхозаветной истории. В частности, смысловое значение Теофорных имен важно для понимания ветхозаветного благочестия (например, Даниил означает «Бог — мой Судья», Анания — «Милость Яхве»).

ИМЕНА БОЖЬИ в Библиологическом словаре священника Александра Меня

В Священном Писании Бог — Творец и Промыслитель — именуется по-разному. Каждое имя Божье имеет своеобразные черты, как в плане его значения, так и в плане его историко-генетических корней. «Имена Божии, в том числе священная тетраграмма, суть лишь символические проекции трансцендентного в имманентном, лишь касания Божества, молниевидно озаряющие тьму, лучи солнца, ослепляющие и не дозволяющие на себя взирать. Это схематический отпечаток Божественного в человеческом» (прот.С.*Булгаков).

ЭЛЬ — общесемитское наименование Божества (ср.Илу, Илум, Аллах). В Ветхом Завете оно употребляется редко (напр., Числ 12:13) и иногда обозначает языческих богов (напр., Исх 15:2). Этимологически слово Эль происходит от понятий «сила», «могущество». Оно входит во многие *теофорные имена (Израиль, Иезекииль, Илия и др.).

ЭЛЬ ШАДДАЙ — столь же редкая форма, обычно переводимая как Бог Всемогущий (Быт 17:1), в *Септуагинте — «Пантократор». По мнению *Олбрайта, это имя, возможно, означало «Бог Горы» (в Сирии «Гора Севера» обозначала местопребывание Божества).

ЭЛЬ ЭЛИОН (в Септуагинте «Бог Всевышний») встречается преимущественно в поэтических текстах Ветхого Завета (напр., Пс 7:18). Первое упоминание этого Имени Бога мы находим в Быт 14:18, где сказано, что священником Эля Элиона был Мелхиседек, ханаанский царь Салима (Иерусалима?). В ханаано-финикийском языке к богу Ваалу прилагается сходное наименование Алийян, что значит «сильный».

ЭЛЬ РОЙ — Бог Видящий (Быт 16:13), было, вероятно, также одним из древних наименований Божества.

ЭЛОХИМ, или ЭЛОГИМ, является множественным числом от ЭЛОАХ, архаического имени Божьего, употреблявшегося в священной поэзии (в т.ч. в Книге Иова). Наряду с именем ЯХВЕ, слово Элохим является наиболее употребительным в Ветхом Завете, начиная с Книги Бытия ( в син. пер. «Бог»). Предполагается, что им предпочитали пользоваться в *Ефреме. Множественная форма слова Элохим имеет реликтовый характер и почти повсюду согласуется с единственным числом. Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм небесных сил (напр., Пс 8:6; син. пер. «ангелы», см. ст. Монотеизм).

Корень "илэй" в афро-азиатских языках обозначает "находящийся вверху". Слово не шумерского происхождения. "-им" - это форма, указывающая на мн. ч. муж. р. В аккадском нет слова отдельного "эль", но многие аккадские слова начинались с "эль" в значении "высокий", "над", "сверху". Прим. Я.Кротова, 2006.

АДОНАЙ (евр.Господин мой, церк.-слав. — Господь) также является общесемитским наименованием Божества (в греч. варианте Адонис). В Септуагинте оно переведено как Кириос, и ради благоговения этим словом заменялось произношение священного имени ЯХВЕ (как в син. и мн. др. европ. переводах).

ЯХВЕ — условное произношение священного имени, с которым Бог открылся Моисею. С 3 века до н.э. его стали заменять эквивалентами (гл. обр., словом Адонай). По-видимому, для напоминания об этом в Кумранских экземплярах Библии четыре буквы священного имени IHWH, или *Т е т р а г р а м м а, писались старыми буквами *финикийского алфавита или заменялись словом Адонай. С этой же целью в рукописях Септуагинты имя Яхве писалось еврейским *квадратным шрифтом, а позднее *масореты снабжали тетраграмму огласовкой (*накудот), взятой из слова Адонай. Когда в Средние века христианские библеисты обратились к еврейскому тексту, они прочли тетраграмму как ИЕГОВА. Это ошибочное чтение прочно закрепилось с 16 в. Первым, по грамматическим соображениям, отказался от него *Эвальд (19 в.). В начале 20 в. архиепископ *Феофан (Быстров), собрав все святоотеческие свидетельства о древнем произношении тетраграммы (ЯО, ЯУ, ЯВЕ), пришел к окончательному выводу о неправильности чтения Иегова и предпочтительности ЯХВЕ (ЯГВЕ, ИАГВЕ). В теофорных именах и *элефантинских папирусах 5 в.до н.э. свящ. имя дается в сокращении как ЙАГУ.

Согласно Быт 4:26, имя ЯХВЕ употреблялось еще древнейшими предками человечества. На домоисеево происхождение Тетраграммы указывает теофорное имя матери пророка (Иохавед, Исх 6:20). Это косвенно подтверждается тем, что в Ханаане существовало почитание ЙЕВО (имя, близкое к священному имени). Однако в Исход 6:3 Бог говорит Моисею: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" (ЯХВЕ) не открылся им». Таков син. перевод, который архиеп. Феофан подверг сомнению. Он отметил, что в оригинале речь идет не о новом имени, не о тетраграмме, а о новом Откровении, о «свойстве божественном, тетраграммою обозначаемом». Свойство это связано с самим смыслом слова ЯХВЕ. Оно происходит от глагола «быть» и поясняется в самой Библии словами Бога: «Я есмь Сущий», еврейское «эхье ашер эхье», что можно перевести как «Я есть Тот, Кто есть» (Исх 3:14). Сущий это Тот, Кто владеет бытием, Кто Сам является Бытием; вся тварь только от Него получает существование. В Откровении это имя интерпретировано в связи с властью над временем («Господь, Который есть и был и грядет», 1:8). Таким образом, Моисей получил новое онтологическое и сотериологическое Откровение о Сущем; само же священное имя он мог взять из существовавшей до него традиции (см. ст. Кенитская гипотеза).

В Новом Завете господствуют два имени: Бог (QeТj) и Господь (KЪrioj). Сам же Христос Спаситель почти всегда называет Бога Отцом или Отцом Небесным. Арамейское слово АББА (Отец) имело характер интимной доверительности и сыновней любви. Так называли дети своих отцов.

Имена Божьи, особенно священное имя ЯХВЕ, окружалось в Ветхом Завете благоговением, ибо имя как таковое считали выражением сущности Бога и человека. Иногда слово Имя употреблялось как эквивалент слова Бог. Библейское отношение к именам Божьим, т.е. глубокое почитание их и вера в их силу, было издревле усвоено Православной Церковью. Это благоговение перешло на имя Господа Иисуса и легло в основу «Иисусовой молитвы».


Бог открывал Себя, Свои качества в Ветхом и Новом Заветах. Там показан разный путь к Богу. Сегодня нам надо помнить: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Иисус Христос на Кресте показал нам Свою Любовь и нанес сокрушительное поражение дьяволу! Благодаря этой Победе любой грешник может перейти из царства тьмы в Царство Света. Вы можете, возвав к Господу, родиться от Бога! Вы можете стать членом Божьей Семьи.
Прочтите статью:

Как родиться от Бога или рождение свыше

Не все видят истинный оптимальный путь спасения. Однако нам написано: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего. (Рим.10:3,4). Любому из нас надо стараться строить с Господом тесные личные взаимоотношения. Ведь Он живет в вашем духе через Дух Божий — Святой Дух! «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9). Дух Христов питает вас, укрепляет и направляет по жизни. Вам надо научиться подчиняться Ему: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14). Тогда Он будет на троне вашего сердца. И вы поймете. что не взгляды той или иной конфессии должны вами руководить, а любовь к Богу. Ваша любовь к Богу должна проявляться не столько через ваши эмоции, сколько через выполнение вами Его советов и указаний! Да, не все христиане их понимают одинаково. Однако критерий здесь – заповеди Любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10:27). Вы можете возрастать в Боге разными путями. Здесь – выбор за вами.

Итак, сегодня для нас все сосредоточено в Господе Иисусе Христе: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Ин.2:23). Также написано: «Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Ин .1:9). Вам будет существенно легче шагать по жизни, а также духовно возрастать, если вы осознаете силу имени Иисуса Христа! «Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Вы можете научиться пользоваться ею! Ведь вы храм живого Бога. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Также прочтите внимательно: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Вникните в эти слова, прочитав предыдущие: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (19). На этом основании и действуйте! Я говорю о том, что вы должны поставить своего внешнего человека под контроль духа. «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:13). На этом пути вы увидите, как запустить для себя закон духа жизни! «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:1,2).

Читайте Писание и размышляйте над ним, прося Господа вам помочь. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).