Содержание материала

6. Внешний человек

Чтобы понять, как нам лучше жить нормальной христианской жизнью, давайте рассмотрим, что собой представляет наш внешний человек, тело и плоть. В Библии говорится о нашем теле, а также упоминается и плоть. Обратите внимание, что термин «плоть» может употребляться в двух смыслах, как тело человека или как его душа. Нам важно знать, что в Библии это слово может обозначать душу человека! Также под словом плоть может пониматься сам внешний человек, который всегда проявляется через тело. Он в своей жизни использует внешние органы чувств и рассуждения своего головного мозга на основе накопленных знаний для того, чтобы шагать по жизни. Эти знания часто не только полностью не соответствуют Писанию, но и имеют немало ошибочных представлений! Именно поэтому так часты у христианина, как плотские рассуждения, так и неправедные или даже скверные поступки. Библия утверждает, что плоть – это не только тело. «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть, спасение Божие...» (Ис. 40:5). Также написано: «Не оправдается пред Ним никакая плоть...» (Рим. 3:20); «Что сделает мне плоть?» (Пс. 55:5). Здесь мы видим, что термин «плоть» употребляется ко всему человеку. Ведь мы имеем собственные мысли и представления о жизни. Разве всегда они являются верными? У нас также существует свое эмоциональное реагирование на окружающий нас мир и личные желания. Благодаря этому мы принимаем решения, что нам предпочесть и соответственно двигаемся по жизни. Не всегда это бывает правильным. Поэтому нам сказано о делах плоти: «Ссоры, гнев, распри, разногласия...» (Гал. 5:20). Здесь плоть употребляется как проявление души человека.

Итак, можно утверждать, что внешний человек проявляется через тело и плоть, а значит, в себя включает:

1.Тело, иногда его называют плотью. Без воды и пищи тело не может существовать, по крайней мере, длительное время. Это его абсолютные потребности.

2. Плоть как часть души, напрямую связанная с удовольствиями тела. Мы, например, получаем удовольствие через отличную сервировку стола и красоту пищи. Это не влияет на получение нами количества питательных веществ в этой пище, но доставляет нам удовольствие. Обратите внимание, что здесь есть наши представления о жизни. Это наша часть ума, как привычных и стереотипных представлений, где тело играет свою роль.

3. Плоть как остальная часть нашей души, как бы ни связанная с телом. Это наши интересы, связанные с нашей учебой и работой. Мы можем заниматься литературой, музыкой, наукой, спортом и тем, что нам нравиться или подходит. Обратите внимание, что здесь тело участвует своими глазами, ушами, а в спорте еще и непосредственно через мышцы тела. Но собственно для тела все это в такой степени не нужно. Это решения нашей души! Мы доставляем себе удовольствие, часто итогом действия, а не самим действием. Например, мы терпим боль при физических нагрузках, чтобы в итоге победить или достигнуть лучшего результата. В этом участвует наша душа: наши представления о жизни, наши чувства и наши желания. Именно поэтому мы принимаем подобные решения. Таким образом, проявляется душа внешнего человека!

Некоторые верующие не видят ни сходства, ни кое-какого различия между телом и связанной с ним плотью, а также душой внешнего человека. Эти понятия иногда очень близки. Попробуйте себе представить обычную еду за обедом. Затем «нечаянно» перемешайте эти блюда, смешайте их. Будете ли вы их съедать? Вы, скорее всего, откажетесь, потому что ваша личность отреагирует. Но ведь там все питательные вещества остались? Если вы отказались от такого обеда, то представьте себе, что вам дали его после того, как вы уже месяц не ели. Не постились, а были лишены пищи. Тогда как вы поступите?

Мы должны понимать, что у нас имеются потребности тела и потребности души. Потребность в красоте – это потребность души. Человек имеет многосторонние интересы и в этом смысл нашей жизни, в той или иной степени. Например, у нас существует часть души, связанная с восприятием музыки, живописи и литературы. Каждый человек ее оценивает по-разному. Некоторые люди предпочитают всему этому спорт, получая удовольствие от него не меньше, чем от других занятий. Кроме художественной литературы существует и другая литература. Также существует наука, различные специальности и виды человеческой деятельности. При этом порой мы вынуждены обращать свое внимание исключительно на тело! Следовательно, ту часть души, которая имеет свои потребности «чисто» в теле можно назвать плотью в узком смысле. Она связана с инстинктивной деятельностью человека. Но сюда входит и наша безопасность вместе с жилищем! У нас существуют потребности питаться и размножаться, одеваться, иметь кров, жить в тепле. Однако требования к еде, одежде и жилью разные. Они могут меняться даже на протяжении жизни у одного и того же человека. Поэтому четко и однозначно провести границу между плотью и душой человека можно только условно. Помимо этого у нас имеются как законные потребности тела, так и незаконные, когда мы преступаем повеления Бога. Одни и те же потребности человека могут быть законными или нет. Это очень важно знать. Например, интимные отношения между мужчиной и женщиной в браке законны, вне брака – это грех.

Вы можете знать, что такое грех и не хотеть грешить, но это вам, хотя бы в мелких грехах, порой все-таки не удается. Например, вы может произносить грубые или недостойные слова, нелестно отзываться о людях, показывая свои отрицательные эмоции к ним, в том числе и к братьям. Почему так происходит? Если коротко, то из-за плоти! Плоть у нас от Адама! Она у нас негодна с самого детства, так как находится под властью греха, после событий в Эдеме. «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19). Мы получаем ее через естественное рождение, и видим это, когда плоть толкает нас совершать грехи. Здесь надо увидеть невольные действия души, с нашей четкой независимостью ни от кого. Именно так мы формировались в течение длительного времени. Кто наблюдал за детьми и подростками, тот поймет, о чем идет речь. Ведь у них имеется, как врожденная тяга к греху порой со склонностью к жестокости, так и независимость. Они легко обманывают и издеваются над слабыми детьми. Разве родители их этому учат? Возможно, кое-кто из них с детства начинает готовить своих детей к бессердечному миру. Но большинство христиан в своей семье этого не делает. Тем не менее даже маленькие дети легко сердятся и порой «бесятся» в их домах, даже если они ограничат к ним доступ посторонних людей. А почему дети не слушаются своих родителей, несмотря на их просьбы и убедительные доводы? Кто за этим стоит? Конечно, воспитание играет свою роль, однако почему родителям приходится прилагать немалые усилия? Ответ простой: «Мы рождаемся в плоти и ходим в ней!». Некоторые христиане говорят о врожденном грехе. Но более правильно говорить о врожденных особенностях души конкретного ребенка и доступе к нашей плоти сатаны с детства. Прочтите внимательно: «И язык - ... оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6). Далее итог: «А язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:8,9). Заметьте, что это порой делают христиане в отношении друг к другу, в том числе и при спорах о трактовке ряда стихов в Писании. А теперь проанализируйте слова: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19,20). Именно поэтому наша плоть всегда борется с нашим духом, причем с детства. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Конечно, нам написано: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57). Но это победа при рождении свыше первоначально очищает наш дух от грехов, даруя нам нового человека, созданного по Богу! При всем том плоть наша, в смысле к наклонности к греху, остается прежней! Поэтому нам немало надо работать над своим сердцем, увеличивая в нем нового человека так, чтобы наш дух окреп и закалился! Тогда победу мы будем распространять на свою плоть в определенной степени. Однако это связано все-таки с контролем нашего духа над плотью, а не улучшением плоти как таковой! Это надо увидеть и действовать в этом направлении. Иначе мы, проигрывая сатане по мелочам, легко свалимся в канаву. Мы периодически наблюдаем подобное у кое-кого из христиан.

Библия подробно говорит нам о человеке, и мы можем попытаться выделить тело и душу отдельно, согласно их назначению. Если мы уколем палец, то будем реагировать на боль. При этом окружающая обстановка и само чувство боли будет фиксироваться у нас в сердце. У нас есть склонность получать удовольствия и избегать страданий. Поэтому мы непроизвольно избегаем боли и стремимся к удовольствиям. Интересы тела и души порой могут быть разными, а могут и пересекаться. Мы должны знать, что у нас есть удовольствия тела и удовольствия души, и обращать на это внимание, поскольку выбор за нами. Обратите внимание, что наше тело также имеет законное представительство в новом человеке посредством записей в сердце, поскольку создано Богом и у него наличествуют свои естественные потребности. Бог их признает, но нам важно увидеть, что у наших потребностей имеется своя мера помимо того, что всему свое время. Здесь нам надо понять, что тело склоняет нас все свои потребности совершать чрезмерно и живет интересами сегодняшнего дня. Однако у нас имеется дух с сокровенным сердца человеком! У него свои интересы и представления, которые фактически являются главными для нашей жизни! При всем том наш дух живет в теле и, благодаря этому, внешний человек для нас очень жив и близок. В этом, кстати, трудность почитания себя мертвым (Рим. 6:8,11). Здесь нужно увидеть, что вы как старое творение умерли, а как новое творение, от Бога, родились. Ваше новое творение – это ваш новый человек, который находится у вас в духе! Вам важно помнить об этом, особенно когда эмоции в вас поднимаются. Вы новое творение, вы – новый человек. Тем не менее, вы живете в теле и старый (ветхий) человек у вас тоже пока существует. Однако его необходимо поставить под контроль духа: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13)! В этом суть задачи и от ее решения зависит ваш духовный рост. Посему, как вы справитесь с этой задачей, так вы и будете духовно расти.

Нам полезно знать, что тело, в котором мы находимся, нам необходимо. Ведь мы через него живем и вырабатываем качественные записи в сердце, увеличивая в своем духе нового человека. Одновременно мы преобразовываем свой характер. В этом – наш духовный рост. Именно поэтому тело нам нужно. Однако нам необходимо поставить его под контроль своего духа так, чтобы новый человек им управлял. Мы также не должны забывать, что тело играет определенную роль не только при жизни человека на земле, но и в вечности, когда оно будет преобразовано. Нам нужно иметь мудрость и в этом вопросе: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его...» (Фил. 3:21). Но сейчас нам дан совет: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Хотя нам принцип ясен, но складывается впечатление, что нам не хватает меры во многом, начиная с еды. Тело, внешний человек на нас влияет и часто подводит.