Люди, говоря о праведниках, могут ошибаться, но Бог – никогда. Ведь праведник – это не столько внешне благочестивый человек, соблюдающий Писание, сколько человек, достигший чистоты своего духовного сердца. На него Бог и смотрит: «Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7)!

Праведность (от слов правда и правильный) — важное теологическое понятие не только в христианстве, но и в других религиях. Давайте, посмотрим на суть праведности. Для начала вспомним, что при рождении свыше все грехи (вся греховная часть жизни) удаляются из духовного сердца христианина. Там появляется новый человек, созданный по Богу! То есть любой христианин, если он не номинальный, уже приобрел «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Другими словами после очищения духа христианин стал праведным и святым!

Итак, все сделано? Разумеется, нет. Однако основу праведности христианин уже получил, как дар от Бога. Помимо этого Святой Дух, обитая в духе христианина, освящает его. Кто бы что ни думал, но после рождения от Бога грешник, став христианином, заделался праведным и святым! Об этом говорит Писание.

Но на практике многие христиане не только не чувствуют себя праведниками, но и ощущают себя грешниками. И для этого есть основание. Я говорю о борьбе плоти христианина с собственным духом и о появление у него новых грехов, оседающих в сердце! Здесь вам надо понять проблему внешнего человека, о которой я рассказываю в соответствующей главе. Писание не зря призывает нас: «Исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8)

По сути, праведный человек или нет, можно говорить, лишь рассмотрев его духовное сердце! Поэтому Макарий Великий (в Слово 1. О Хранении сердца) задавал вопрос: «Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? ».

Другими словами христианин не является святым и праведным, если его дух в течение христианской жизни загрязнился грехами. Да, прегрешения могут быть у христианина мелкими и тайными, но накопиться в изрядном количестве! А вы знаете, что любой христианин совершает погрешности, досадные промахи. Поэтому и написано: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор.7:1). Это означает, что любому христианину важно поддерживать чистоту своего духовного сердца.

Здесь вам надо вспомнить, что поступки человека отражаются и в его сердце. Другими словами поведение христианина, фиксируясь в его личном внутреннем человеке, влияет и на его праведность.

Итак, забегая несколько вперед, скажу, что праведник – это не только внешне благочестивый человек, соблюдающий Писание, но и человек, достигший чистоты своего духовного сердца. У него весьма сильно вырос новый человек. Истинный праведник всегда сотрудничает с Духом Святым, подчиняясь Ему и давая простор. Через него реально работают дары Святого Духа (1Кор.12глава). Давайте рассмотрим эти критерии.

Для начала посмотрим более широко на вопросы праведности и святости. Например, о праведности я как-то в Википедии прочел: «Праведность — это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в Евангелии. Она характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы его души и тела направлены на угождение Богу.

Далее там говорится, что главный признак праведности — смирение. Что это такое — описать невозможно, так как есть реальная жизнь со Христом, «смиренном и кротким сердцем» (Мф.11:29). Научиться смирению можно только от самого Христа, но никак не от человека. Но психологически смирение есть внутреннее чувство своей греховности, когда человек при полном исполнении Евангелия чувствует себя последним грешником на земле (1Тим.1:15)».

В еврейской энциклопедии праведность обозначает также благотворительность, справедливость. А в целом в иудаизме – выполнение всех законов и обязанностей, налагаемых на еврея Торой и Устным Законом. От праведника требуется не только большая духовная сила, но и образцовое соблюдение норм поведения, которые необходимы для особо благочестивого человека. Праведность требует от человека не только простого воздержания от злодеяния, но и постоянного стремления к справедливости и совершению благих поступков (Втор. 16:20; Иер. 22:3 ). В раввинистической литературе термин «праведник» (цаддик) иногда обозначает человека исключительного благочестия и святости . Но чаще всего сейчас полагают, что праведник — добродетельный человек, следующий предписаниям Торы и выполняющий свои обязанности перед Богом и людьми. Талмуд делит людей, во-первых, на совершенных праведников (цаддиким гмурим), побуждаемых к действию благими наклонностями, во-вторых, на полных нечестивцев (реша‘им гмурим), действующих по злой воле. В третьих на «средних» (бейноним), в поведении которых сказываются и те и другие наклонности. Однажды один из законоучителей, известный своей праведностью, заметил, что он сам — «средний человек». (Запомните это, так как я ниже к этому вернусь). Услышав такие слова, другой законоучитель на это возразил, что в таком случае большинство людей окажутся нечестивцами.

Теперь обратите внимание на стихи: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). Также: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» (Рим.9:31). И как факт: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). При всем том Писание сообщает нам о праведных мужах (Мк.6:20, Лук.2:25).

В одном словаре написано, что праведник — человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии. Он ни в чем не погрешает против правил нравственности. В другом словаре сказано, что праведник – человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

По сути, праведники – это люди, не только верующие в Бога и исполняющие Его заповеди и стремящиеся угодить Ему, но и люди, которые вышли на результат. Этот результат отражен у них как внешне, так и внутренне! Обычно этих христиан почитают за благочестивую, праведную жизнь и за дары Святого Духа, которые всем явно видны.

Христианин должен стремиться жить так, чтобы стяжать плоды духа (Гал.5:22,23). Однако у нас имеются не только основные внешние ориентиры! Нам важно обращать внимание на свое духовное сердце, своего внутреннего человека и свою внутреннюю жизнь. Сами посудите, если христианин внешне почти всегда ведет себя достойно и благочестиво, но временами с отдельными людьми допускает промашки, то они фиксируются у него в сердце! С этими пусть небольшими, но новоиспеченными грехами он и уйдет в вечность, если не раскается в них перед Господом. Здесь я хочу подчеркнуть, что для многих людей праведность заключена в благочестивом поведении и явных дарах Духа, то есть во внешних критериях. Однако, праведность должна, в итоге, реально отражаться во внутреннем человеке! Я говорю о том, что если праведник совершил промах, то он должен непременно удалить его из своего сердца. Мало того, праведник обязан как давать простор Святому Духу, так и приобрести немалую закалку духовного сердца! Фактически праведность христианина должна соответствовать не мнениям людей, а критериям Бога. Ведь именно Он, настанет день, даст оценку конкретному человеку, его жизни.

Почему среди христиан встречаются не только совершенно разные взгляды на праведность, но и различаются индивидуальные оценки жизни конкретных верующих людей? Для того чтобы понять этот важный вопрос, нам надо иметь в виду, что взгляд на праведность – правду и справедливость, как отдельных поступков, так и всей жизни конкретной личности, дают сами верующие люди на основе собственных критериев. Разумеется, многие из них обосновывают свою точку зрения Писанием. Но согласится ли с ними Господь? Речь идет о том, что конфессиональные взгляды не всегда являются верными, особенно в ряде ситуаций. А обычно ими христиане оценивают жизнь человека, так как считают основным критерием. При всем том нам всем придется предстать в свое время на суд Христов (Рим.14:10)! И что мы там услышим? А кого увидим в Царстве Небесном?